ТОЛЬКО ФАКТЫ:
В июле
2011 года Верховная Рада приняла в первом чтении проект Закона Украины «О
внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении
относительно усовершенствования предоставления медицинской помощи». Реформирование медицины начнется
с Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областей и с Киева. Законопроектом, в частности, определяются
особенности и условия предоставления первичной, вторичной и третичной
медицинской помощи.
Первичная медицинская помощь -
помощь, которая предоставляется в амбулаторных условиях или по месту жительства
(пребывания) пациента врачом общей практики - семейным врачом и предусматривает
предоставление консультации, проведение диагностики и лечения наиболее
распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологичных (во
время беременности) состояний, осуществления профилактических мероприятий. Этот
врач в соответствии с медицинскими показаниями направляет пациента к врачам
вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной)
медицинской помощи.
Первичная медицинская помощь оказывается бесплатно государственными
и коммунальными учреждениями здравоохранения, с которыми заключены договоры о
медицинском обслуживании населения.
Вторичная
медицинская помощь - помощь, которая предоставляется в амбулаторных или
стационарных условиях врачами соответствующей специализации (кроме врачей общей
практики - семейной медицины) и предусматривает предоставление консультации,
диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, а также
направление пациента для оказания вторичной медицинской помощи по другой
специализации или третичной медицинской помощи.
Вторичная медицинская помощь оказывается бесплатно государственными и коммунальными
учреждениями здравоохранения, с которыми заключены соответствующие договора.
Третичная медицинская помощь -
помощь, которая предоставляется в амбулаторных или стационарных условиях и
предусматривает проведение консультации, диагностики, лечения с применением
высокотехнологичного оборудования и/или высокоспециализированных медицинских
процедур высокой сложности.
Врачи третичной
помощи также направляют пациента для предоставления вторичной помощи или
третичной медицинской помощи по другой специализации.
Предоставление третичной медицинской помощи
осуществляется платно высокоспециализированными
многопрофильными или однопрофильными учреждениями здравоохранения.
Закон (в случае принятия) вступит в силу с 1 января 2012 года, кроме ряда положений, которые вступят в
действие с 1 января 2015 года.
МНЕНИЕ украинского ДЕПУТАТА:
Глава
комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева,2009 г:
«Верховная Рада принимает отдельные законы, утверждает
программы, Кабмин принимает постановления, местные органы власти решают
проблемы на местах. Но все сводится к
банальному латанию дыр, без видения стратегической цели. А в это время ситуация
в здравоохранении выходит из-под контроля, что стало совсем очевидно после наступления
финансово-экономического КРИЗИСА.
Достаточно посмотреть на график «Динамика численности населения Украины
1991—2007 гг.» (см. фото), чтобы понять: Украина
скатывается в демографическую пропасть. По прогнозам Института демографии и
социальных исследований НАН Украины, численность постоянного населения Украины
уже к 2050 году может уменьшиться до 36 млн. чел. За
15 лет страна потеряла более 6 млн. человек (что сопоставимо
с населением таких стран, как Дания, Грузия, Шотландия, Финляндия, Норвегия).
Показатели заболеваемости и смертности не имеют тенденции
к улучшению на протяжении всех лет независимости. Наши сограждане живут в
среднем на 14—15 лет меньше, нежели в европейских странах. Ежемесячно нас становится меньше на 70—80
тысяч. Треть умерших в Украине составляют люди трудоспособного
возраста. В нашей стране более 40% юношей 16—18-летнего возраста не имеют
шансов дожить до 60-ти лет.
За этими сухими цифрами — десятки тысяч человеческих трагедий.
Но и они не убеждают в необходимости первоочередного государственного внимания
к проблемам отрасли, которая на сегодня изживает свой ресурс.
Эксперты ВОЗ доказали, что потребность в первичной помощи
наибольшая, в специализированной — несколько меньшая, а в
высокоспециализированной — еще меньше. Однако распределение финансовых ресурсов
в структуре расходов на охрану здоровья в Украине осуществляется с точностью до
наоборот: доныне 80% ресурсов поглощает стационарная помощь, 15% —
амбулаторно-поликлиническая, а на первичную остается только 5%.
Когда вместо своевременной и эффективной профилактики за
потерю здоровья расплачиваются деньгами, это приводит к неоправданным
экономическим потерям, которые могут достигать 12—14% ВВП. Такой нагрузки не
выдерживают даже США. Основным приоритетом в этой стране уже давно стали
программы популяризации здоровья, или укрепление здоровья здоровых.
На сегодня завершена длительная работа над новым законопроектом «О финансировании
здравоохранения и обязательном социальном медицинском страховании», над
которым работали народные депутаты — члены профильного Комитета ВР, члены
совещательного совета при Комитете, представители Минздрава, общественных
организаций. …Надеюсь, что вокруг данного законопроекта, который можно назвать
компромиссным, объединятся и медработники, и политики, и все граждане Украины,
поскольку от его принятия во многом зависит будущее Украины, будущее наших
детей и внуков.»
МНЕНИЕ украинского ВРАЧА:
Виктор Сердюк, президент Всеукраинского
совета защиты прав и безопасности пациентов:
«За годы существования МОЗ Украины, было выдвинуто столько программ
выхода из КРИЗИСА, сколько, пожалуй, звезд на небе. Ни одна не нашла полной
реализации» включая, например, и идею создания врачебных самоуправляемых
ассоциаций. А «платность» медицины, возникшая в безумные девяностые годы как
средство безусловного спасения системы охраны здоровья, укоренилась в Украине в
самом грубом понимании.
Создание
больничных касс а «а-ля страны ЕС» поэтому идет навыворот. Деньги туда
поступают в основном за счет известных всем «добровольных пожертвований», и
«благотворительных взносов», т.е. полу-принудительно. И уходят частью на
содержание системы, частью в неизвестность. Вот и возникает вопрос почти как у
Чернышевского «Что делать?».
Многие умы считают, что если или узаконить платность, или организовать
(иначе не скажешь) страховую медицину, то все проблемы будут решены. Между тем,
не объем финансирования определяет успех работы отрасли, а степень
эффективности его использования. Наша система здравоохранения, по мнению
экспертов, затратная и неэффективна. Затратная,
потому что по-прежнему деньги уходят на содержание неокупаемых субъектов, то
есть тех же самых огромных стационаров, множества больничек поменьше и т.п.
Новым технологиям, а особенно новой аппаратуре в этих условиях попросту
неоткуда взяться.
При ограниченном финансировании,
распределяемом по сей день по «остаточному» принципу, наши медицинские
руководители умудряются безрассудно транжирить скудные бюджетные суммы. По
данным Счетной Палаты, ежегодно более 50% бюджетных ассигнований в отрасли
используется с нарушением законов и экономически неэффективно. И если даже
увеличить финансирование, будет то же самое.
Сторонники страховой медицины ратуют за скорейшее создание и размножение
страховых фондов и компаний. Но тут возникает один вопрос. Чем в наших условиях
будут различаться налог и принудительный страховой взнос обязательного
страхования?
Сплошные замкнутые круги. То же самое и с длительным стационарным
лечением. С применением, заметим, устаревших технологий, подразумевающих
длительное пребывание на койке в нецивилизованных условиях отечественного
стационара. Типичный пример: хирургия «обычная» и эндохирургия. На развитие
последней нет средств, с применением первой лечат, как умеют. Как жить дальше, не знает толком никто.
Никто
не решается высказать вслух очевидную истину: в нынешних
социально-экономических условиях государство не в состоянии в полном объеме
выполнять положение статьи 49 Конституции Украины в части предоставления
бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях
здравоохранения. Скажите, кто сегодня не платит за свое здоровье? Кто бесплатно
покупает лекарства?
Скажу
откровенно: бесплатной медицины не бывает. Абсолютно все требует человеческого
времени, энергии и труда, которые, в конечном счете, выражаются денежным
эквивалентом. «Бесплатность», скорее всего, является иллюзией, которая
закрепилась в сознании населения. Бесплатной она
должна быть для больного. Но кто-то все же должен рассчитаться с
медучреждением. Стоимость медицинских услуг должна возмещаться: для пенсионера —
через пенсионный фонд, для ребенка — бюджетом района, где он живет, для
работающего — работодателем, заключившим договор с медиками.»
МНЕНИЕ украинского ЧИНОВНИКА:
«Все отрасли экономики развиваются по законам рынка, и только
здравоохранение продолжает оставаться административным и управленческим
бременем для государства. К чему это привело, каждый из нас может увидеть,
зайдя в любую районную больницу, в тубдиспансер, родильное отделение вдали от
областного центра.
Если кто-нибудь питает иллюзии по поводу перспектив
системы Семашко в условиях Украины, то я настаиваю на том, чтобы представители
всех ветвей власти признали, что эта система себя исчерпала. Пока мы честно не
пойдем на такой непопулярный шаг, мы обрекаем систему здравоохранения на
постепенное уничтожение. Это объективная реальность, и от нее никуда не деться.
Обеспечение гарантированного государством объема
медицинской помощи может быть осуществлено путем согласования объемов
государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи с финансовыми
ресурсами отрасли.
При нынешней, оставленной нам в наследство «советской»
системе здравоохранения для ее цивилизованного существования денег никогда
достаточно не будет. Даже при увеличении бюджетных отчислений в два-три раза.
Государство не в состоянии содержать 1,2-миллионную армию медиков,
соответствующие лечебные и научные медицинские учреждения на должном уровне.
В обществе сложилось толерантное отношение к
необходимости введения института общеобязательного государственного
медицинского страхования. Однако даже если соответствующие законы будут приняты
в ближайшее время, реорганизация всей системы здравоохранения де-факто будет
достаточно долговременным и болезненным процессом. Но этого процесса не нужно
бояться, как и нельзя его откладывать.»
МНЕНИЕ советского главы Минздрав
УССР:
«Академик
Анатолий РОМАНЕНКО: «Системы здравоохранения в Украине не существует!», «Здравоохранением должны непосредственно заниматься руководители
страны!»
«Комсомольская Правда в Украине», Елена
КАЛАЧЕВА , Фото автора. — 17.02.2009
«Чтобы поговорить о КРИЗИСЕ в медицине,
Анатолия Романенко мы выбрали не случайно. Действующий академик Академии
медицинских наук Украины, с 1975 по 1989 годы он возглавлял Минздрав УССР, а
значит, знает все проблемы отрасли не понаслышке.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА: Анатолий РОМАНЕНКО родился в 1928 году в селе Новопавловка
Днепропетровской области. Окончил Днепропетровский мединститут по
специальности педиатрия. Возглавлял Новопокровскую районную больницу, затем -
отдел здравоохранения городского и областного совета. С 1975-го по 1989 год
руководил Министерством здравоохранения УССР. В 1989 году основал Научный центр
радиационной медицины и руководил им до 2000 года, а сейчас является советником
этого медучреждения. Действующий академик Академии медицинских наук Украины.
СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНА
- УДЕЛ БОГАТОГО ОБЩЕСТВА
… В прошлом году академик Романенко отметил
80-летний юбилей, но логике его рассуждений, выдержанности и ясности мысли
может позавидовать любой современный политик.
-
Системы здравоохранения в Украине нет. Я разочарован и просто не верю в
современную организацию здравоохранения, - не дожидаясь моих вопросов, начал
разговор академик. Все методы, которые сейчас
предлагаются по реформированию здравоохранения, к сожалению, нежизнеспособны.
В советский период
у нас была общедоступная медицина профилактической направленности, бесплатная.
А сразу после перестройки многие уважаемые мною ученые, но не организаторы,
начали говорить, что нам нужна совершенно новая система. Они предлагали ввести
так называемую страховую медицину. Но в бедном обществе ее быть не может! В страховой медицине источником финансирования
является сам индивидуум, который платит за себя и членов своей семьи, государство либо компания, где работает этот
индивидуум. Идея очень понравилась руководителям нашей страны, потому что такая система
снимает ответственность правительства и государства за здоровье нации.
…Первым страховую медицину ввел канцлер Германии Бисмарк.
Он к этому долго готовился: 10 лет над системой работали философы, экономисты,
политики и только в последнюю очередь -
врачи. Страховая
медицина - это не чисто здравоохранительная, а скорее общеэкономическая и
политическая программа.
…Для любой реформы
в здравоохранении нужны финансы. Без этого все методы реорганизации потерпят
крах. Что с нами и случилось. Мы начали пропагандировать страховую медицину
давно, но почему у нас до сих пор ее нет? А потому, что страна и общество не
готовы к жизни в такой системе.
ИДЕАЛ
- БЕСПЛАТНАЯ МЕДПОМОЩЬ
Анатолий Романенко - ярый сторонник бесплатной
медицины. По его словам, только такая система может быть эффективной на наших
просторах. И такой точки зрения академик придерживается вовсе не потому, что
ему довелось быть министром здравоохранения, когда медицина действительно была
бесплатной.
-
Когда премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер предложили организовать
страховую медицину, она ответила: «Англия не настолько богатое государство,
чтобы вводить страховую медицину. У нас есть бесплатная медицина, и она должна
существовать». И я с ней полностью согласен.
Бесплатная система здравоохранения, которая у нас уже
была, конечно, не идеальна. Но не по причине того, что сама система плохая, а
потому что страна наша была бедной и медицина финансировалась по остаточному
принципу, после распределения денег на вооружение, промышленность, сельское
хозяйство и другие отрасли народного хозяйства.
Безусловно, бесплатная медицина - дорогая, но и страховая
медицина не дешевая. Только для
существования страховой медицины надо, чтобы люди были богатыми. А наша
страна завтра не станет намного богаче. Поэтому сегодня нам в первую очередь
необходимо обеспечить доступную помощь старикам, детям и бедным. Что касается богатых, я бы
именно для них организовал платную и страховую медицину, а то они все ездят за
рубеж лечиться. А еще считаю,
что здравоохранением должны непосредственно заниматься руководители страны!
…- Прежде всего надо определиться, каким
должно быть здравоохранение, и выработать четкую структуру. Раньше министерство осуществляло
финансирование всех медучреждений, министр владел всей информацией и
необходимыми полномочиями и министерство могло решать все вопросы наверху и
внизу. Теперь же оно финансирует только свои учреждения (вузы, несколько
институтов и республиканские больницы). А все остальные сами решают свои
проблемы за счет местных бюджетов. И поскольку министерство не может давать
деньги, оно не может и контролировать учреждения здравоохранения.
Второе. Без современного фармакологического обеспечения
качественной медицины нам не видать. Наша аптечная сеть развивается стихийно,
появилась тьма киосков. Что там продают - неизвестно. Система настолько
раздроблена, что стала неуправляемой и неконтролируемой. Поэтому и весь этот
кавардак с ценами на лекарства.
Третье. Огромная беда - взяточничество. С ним надо
бороться, но не через прокуратуру. При каждом учреждении следует организовать
этические комиссии. В больнице все знают, кто требует взятку, а кто просто
берет, потому что дают. Убежден: кроме самих врачей, эту проблему никто не
решит. А пока здравоохранение не будет честным, ничего не улучшится.
- Как добиться того, чтобы люди
меньше болели?
-
Профилактика! Но это чрезвычайно сложно. При такой дороговизне питания и
медикаментов, при отсутствии условий для физической активности здорового
общества не будет. Современное здравоохранение в критическом положении. Я
глубоко убежден, что и страховой медицины у нас не будет. А этот развал в
медицине продлится еще долго. … Не решив проблему финансирования, сделать систему
здравоохранения лучше невозможно!».
|