БЛИЖНИЙ СВЕТ
- Как известно, в США и странах Евросоюза с
включенными фарами все водители круглосуточно ездят уже более 20 лет. После
того, как там этот пункт внесли в правила дорожного движения, были проведены
специальные исследования. Они показали: количество ДТП, в среднем, уменьшилось
на15%. Потому, видимо, и украинская ГАИ обещает ввести включение ближнего света
в обязательные правила, за невыполнение которых предусматривается штраф? Но так же известно, что лет 10 назад украинская ГАИ уже пыталась заставить водителей круглые
сутки ездить с включёнными фарами, но говорят, это был эксперимент, который
прервали из-за жалоб. Мол, в «Жигулях» и «Москвичах» перегорали лампочки в
фарах и разряжались аккумуляторы, потому что многие днём забывали на стоянках
отключать свет в авто. А сейчас ездят на быстроходных иномарках, поэтому надо,
чтобы на трассах их было видно издали, значит потому вопрос «о свете» вновь включен в повестку дня?
-
В ГАИ считают, что нововведение уменьшит количество аварий, но включать
ближний свет необходимо только за пределами населенных пунктов. Именно на
скоростных трассах светящиеся даже днем фары сделают автомобиль более заметным.
Это повышает безопасность движения, т.к. позволяет другим водителям и пешеходам
раньше увидеть автомобиль. Так же и
пешеходы будут видеть транспортное средство и решат, стоит ли переходить
проезжую часть именно в этот момент.
ДЕТСКОЕ КРЕСЛО
- С включенными фарами зимой ездят во всем
мире и это оправдано - туманы, снег. Но многих искренне удивляет запрет на
перевозку детей до 12 лет без спецкресла (как известно, в настоящий момент
школьников можно перевозить без него только на заднем сидении). Специальное
кресло – так называемый "бустер"
тоже мировая практика. Но там до года жизни ребенка оно специальное, после 3-ех лет – другое. А
вот «украинское» детское кресло до 12
лет – многим кажется перебором. И вот теперь автолюбители задаются вопросом:
сколько им надо иметь обязательных
детских кресел в машине?
- Этот вопрос пока находится в стадии разработки. Однако
стоит обратить внимание на то, что этот европейский опыт – не самый «плохой»,
за что можно так критиковать ГАИ. Прошлые годы вседозволенности на дорогах, как
и вообще в любых сферах украинской жизни привели к печальным последствиям. Наши
водители не только своих детей не пристегивали, а даже сами немотивированно
«лихачили». Мне кажется, что каждый родитель согласится с тем, что детские
жизни нужно беречь. К сожалению, наших людей к таким «полезным» привычкам порою
приходится приучать «законодательно».
ЗИМНИЕ ШИНЫ
- А сколько теперь надо иметь
с собой «резины»? Автовладельцы говорят, что все берут теперь с запада, но ведь у нас - страна чудес:
богатые как ездили без правил, так и будут ездить, а мелких, как ни за что «доили», так и будут
доить… Например, выехал – было плюс 10, а вернулся - плюс 3. Вот и
плати штраф! «Обувка»-то летняя… Или кто-то
живет в Крыму, где в горах – минус 5, а в Симферополе – плюс 15. И что,
теперь он должен менять резину два раза в сутки? Да и на авторынках - ажиотаж: скупают зимнюю
резину, пока не подорожала, ведь теперь будут штрафовать, если на колесах – «всесезонка»
или «летняя». Мол, если градусник показывает ниже +7, то пора надевать на
машину более мягкую зимнюю «обувку», чтобы тормозила быстрее и не уходила в
занос. С одной стороны, это правильно, но где же людям денег на это взять? Далеко
не у каждого сегодня есть средства на то, чтобы вот так сразу поменять скаты,
ведь это иногда даже не сотни, а тысячи гривен. Поэтому требовать «переобувать»
машину, как некоторые юристы утверждают,
не только не правильно, но еще и незаконно, так как это - нарушение
конституционных прав человека. Или
проще, а главное, дешевле этой зимой оставлять авто в гараже до весны?
- Увы,
от местных госавтоинспекторов мало что зависит, они работают согласно действующих
нормативных документов. Есть запрет ездить на резине, которая не соответствует
сезону. При температуре воздуха ниже +7 градусов необходимы шины из зимней,
более мягкой резины, при более высокой температуре — шины из твёрдой летней
резины. Зимой автомобиль на летней резине опасен: он плохо управляем, может
уйти в занос, слететь с трассы, у него удлиняется тормозной путь. Летом зимняя
резина также удлиняет тормозной путь. Потому инспектор и получает право запретить водителю дальнейшее
движение.
Наработки ГАИ по данному вопросу
появятся на сайте Госдепартамента ГАИ (www.gai.gov.ua), где их можно будет
прокомментировать и обсудить, и только после этого документ попадет на
рассмотрение в Верховную Раду.
СКОРОСТЬ
- Сегодня действующими правилами разрешено увеличение
максимальной скорости движения за городом, на дорогах с разделительной полосой,
до 110 км/ч.
Т.е за городом можно ехать 90 км/час плюс превышение ещё до 20 км/час. Но
с 2011 года будет отменено легальное превышение скорости
на 20 километров.
Говорят, что в новых правилах будут придерживаться существующих знаков. Если в
городе разрешено ехать 60
километров, то плюс 20 километров
водителям уже не позволят. Помнится, как в 2009 году ГАИ официально разрешила
разгоняться в городе до 100
км/ч на участках пути, где висит знак о допустимой
скорости 80 км/ч.
Но теперь все с облегчением вздохнули: ведь предыдущая власть не успела до
конца внедрить свои планы разрешить увеличение скорости на дорогах в городах?
-
Увеличение скорости разрешат разве что максимум до 5-ти километров. До 110-ти на загородных трассах, - и то если
между встречными полосами есть отбойники или клумба. Вместе с тем, штрафы за
превышение могут зависеть от скорости - чем больше гонишь машину - тем больше
штраф. Сами размеры штрафов будут четко прописаны.
УЛИЧНЫЕ ГОНКИ
- В большинстве стран
Европы в городах вообще максимально разрешенная
скорость – 50 км/час. А еще говорят, что 2011 год в ГАИ собираются объявить годом борьбы
с водителями-мажорами? Всем памятны трагические происшествия прошлого года в
Днепропетровске…
- В
новом документе прописан пункт, который усложнит жизнь любителям гонок. Если
раньше они могли схлопотать лишь штраф за превышение скорости (255 - 680 грн),
то теперь их лихачества приравняют к вождению в нетрезвом состоянии,
соответственно штраф составит 3400-6800 грн. Теперь
групповые уличные гонки под запретом, потому как их опасность для прохожих очевидна.
Потому и предлагается теперь приравнять ответственность за участие в уличных гонках
к вождению авто в нетрезвом состоянии.
АЛКОТЕСТЕРЫ
- Говорят, что
в 2011 году во всех патрульных машинах ГАИ появятся алкотестеры?
- Государственная автоинспекция Украины
намерена оснастить приборами по определению концентрации паров этанола в
выдыхаемом воздухе (алкотестерами) все свои патрульные автомобили. Сегодня
ежедневно на патрулирование выезжает около 5 тысяч патрульных машин,
соответственно такое количество приборов нам необходимо. Наличие у каждого
автопатруля ГАИ алкотестера позволит сократить время оформления
дорожно-транспортного происшествия, которое не повлекло тяжелых последствий, а
также даст возможность работникам Госавтоинспекции на месте провести проверку
водителя на наличие в его организме алкоголя.
ПОСТЫ ГАИ
- В декабре ушедшего года прошла
информация, что скоро в Украине вновь появятся стационарные посты ГАИ. Ваше ведомство планирует возобновить работу
стационарных постов дорожно-патрульной службы (ДПС)?
- Будут возобновлены функции около 35-ти
стационарных постов, но при условии, если их удастся оснастить стационарными электронными
поисковыми системами «Видеоконтроль» и «Арена». Эти системы позволяют
обнаруживать водителей, которые превысили скорость, лишенных прав на управление
автомобилями, а также транспортные средства, находящиеся в розыске. Методы и
способы фиксаций правонарушений с помощью названных систем позволяют избегать
прямого контакта инспектора ГАИ и водителя, поскольку поисковая система
устроена таким образом, что любое постороннее вмешательство в ее работу
невозможно. В результате этого технический прибор безошибочно фиксирует
правонарушения, а инспектору остается лишь оформить соответствующий протокол.
РАДАРЫ СКОРОСТИ
- Известно, что современные
радары «стреляют» на 800 м,
к тому же, их свободно можно купить в магазинах спецтехники (например, «Беркут»
стоит 3,5 тыс. грн., «Визир» — 20 тыс. грн.). Но только одно лишь наличие в
руках измерителя не запрещает инспекторам «прятаться» за зелеными насаждениями
либо объектами сервиса?
- До сих пор действует довольно либеральное распоряжение МВД
№466 от 21.05.2009, в котором четко прописано, что контролировать скорость
инспектора обязаны лишь на расстоянии, не меньшем чем 1 км от начала населенного
пункта либо знака ограничения скорости — чтобы избежать случаев, когда прибор
фиксирует скорость до начала действия ограничения скорости. Теперь же инспектор
ГАИ при остановке автомобиля обязан четко представиться: назвать свою должность,
звание, фамилию, имя и отчество, объяснить причину остановки и по требованию
водителя предъявить удостоверение сотрудника милиции. Особое подозрение у
граждан должна вызвать остановка без причины в безлюдном месте и, особенно, в
темное время суток при плохом освещении. Так как под видом «инспекторов» могут
выступить преступники.
ДОКУМЕНТЫ
- В действующих сегодня ПДД записано, что водитель обязан иметь с собой
еще и страховой полис и предъявить его по требованию инспектора. Однако,
согласно ЗУ «Про обязательное страхование гражданской ответственности», такая
обязанность возникает лишь при составлении протокола о нарушении правил, при
регистрации автомобиля, прохождении техосмотра и других подобных действиях. По
словам юристов, требование предъявить просто так полис является незаконным. То
же самое относится и к требованию предъявить медсправку или талон. Так ли это?
- Сегодня
инспектор имеет право требовать
предъявить лишь документы, предусмотренные правилами дорожного движения
Украины: права и талон к ним, техпаспорт автомобиля, и, если владелец
автомобиля — не вы, то еще и документ на право управления — доверенность,
временный талон, путевой лист либо договор аренды. Законопроектом предусматривается
внесение изменений в некоторые статьи Кодекса Украины об административных
правонарушениях с целью повышения безопасности дорожного движения. Теперь учет и анализ нарушений правил дорожного
движения будет осуществляться с помощью общегосударственных автоматизированных
электронных баз учета правонарушений, поэтому нецелесообразно оставлять в пользовании
талон к удостоверению водителя. Потому предъявлять полис или справку не
обязательно.
РУКИ НА РУЛЕ
- Наверное, самая обсуждаемая
в среде автовладельцев новация – отныне водитель при общении с ГАИ должен
оставаться в машине, причем руки держать на руле, чтобы инспектор их видел.
Доходит до странного – каждая сторона
объясняет нововведение с выгодой для себя. Например, сами водители рекомендуют
друг другу после полной остановки автомобиля
оставаться в салоне и двигатель при этом
не глушить, а быть наготове: ноги
держать на педалях, чтобы в случае реальной опасности для себя (со стороны
инспектора) рвануть с места. И наоборот, инспекторы ГАИ ссылаются на «угрозу
нападения» на себя со стороны водителей. Так кто кому готов причинить вред? И кого
реально защитит эта новация: человека за рулем или блюстителя порядка?
- Теперь при остановке автомобиля
инспектором водитель обязан не выходить из
него, а находиться за рулём, держа руки на руле. Так принято в Европе для обеспечения
безопасности инспектора от неожиданного нападения со стороны водителя. Подойдя
к машине, инспектор может предложить водителю выйти из авто и пройти в
безопасное (для инспектора, чтобы его не сбили другие машины, ведь он стоит
слева от автомобиля) место для разъяснения причин остановки.
ШТРАФЫ
- В 2011 году украинских водителей ждёт сюрприз.
Если сегодня строгость наказания за нарушение правил дорожного движения
определяет инспектор, то новый административный кодекс, адаптированный под
Европу, предусматривает единый штраф. Над новым документом работают Минюст,
Минтранс и МВД. Нововведения считаются в основном полезными и соответствующими
европейским нормам: там за превышение скорости штрафуют намного строже, чем у
нас. Но введение многотысячных штрафов –
обещают и до 17 тыс грн за пьянство за рулём
- слишком много, учитывая, что средний украинец зарабатывает столько за
полгода-год. Некоторые считают, что это
только породит массовое мздоимство, необоснованное привлечение водителя
"за запах", чтобы получить от водителя взятку?
-
Помните, в 2008 году, в Украине начали действовать новые штрафы,
увеличенные в 10 раз. И это тогда так же вызвало лавину предположений, мол, так
гаишники хотят повысить себе зарплату за счет штрафов. Однако большинство
владельцев железных коней очень скоро согласились, что в этом есть и позитивный
момент, ведь такое повышение штрафов заставило их повторить правила дорожного
движения, а их соблюдение помогло не терять деньги на этих самых штрафах. Мы не
говорим о повышении штрафов за все нарушения, а только за опаснейшие. Это
пересечение железнодорожных переездов (штрафы могут повысить в 3-5 раз, до
1700-2000 грн, если водителем создана аварийная обстановка или есть
материальный убыток), управления автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение
скорости. Также предполагается ввести градацию: чем больше превысил - тем
больше заплатил.
- А каким образом теперь
будут оплачиваться штрафы?
- С введением единой базы
данных штрафов каждый водитель, который нарушает правила дорожного движения,
после оформления протокола может увидеть соответствующее фиксирование штрафа на
сайте единой базы, а затем оплатить штраф в любом отделении банка.
- И права по-прежнему
будете отбирать? Этот опыт не противоречит европейскому?
- Права как изымали, так и
будем изымать только за нарушения, которые предусматривают эту процедуру,
например, пьянство за рулём, проезд на красный свет.
- Спасибо за интересное и
содержательное интервью. Будем надеяться, что такие решительные меры
государственной службы ГАИ помогут заметно изменить к лучшему как жизнь самих
водителей, так и пешеходов, чьи жизни порою напрямую зависят от ответственного
отношения тех, кто управляет транспортным средством, к соблюдению правил дорожного движения или
поддержания своих автомобилей в исправном состоянии. Что же до народной
присказки «Крепче за бумажник держись, шофер!»… как говорится, нарушать закон –
действительно дорого для семейных бюджетов. Особенно во время бушующего
повсеместно КРИЗИСА, когда прежде чем отдавать деньги за штрафы, их еще
необходимо где-то заработать…
|