20 квітня 2011 року у
Новомосковсьому міськвиконкомі проведено конкурс з організації та відбору
перевізників пасажирів автомобільним транспортом на міських маршрутах
загального користування у м. Новомосковську.
За результатами проведених конкурсних процедур, перевізниками пасажирів
автомобільним транспортом на міських маршрутах загального користування, визначено ПАТ "Новомосковське АТП"
та ПП "Заблуда".
(за інформацією
з офіційного сайту Новомосковської міської ради)
Интервью с
руководителем транспортного управления
Новомосковского
горисполкома
Мисыком
И.Д.
- Иван Дмитриевич, в связи с
состоявшимся «тендером» перевозчиков, хотелось бы задать Вам, как руководителю
транспортного управления Новомосковского горисполкома, несколько вопросов по
существу. С какого года в городе существует тендерная система?
- Тендерную систему ввели в 2004
году.
- Какой вид транспорта
используется для перевозки пассажиров сегодня?
- Сегодня используются ЛАЗы,
ПАЗы, «Богданы» и микроавтобусы.
- А как было во времена СССР?
- Во времена СССР для перевозки пассажиров
использовались ЛИАЗы, ПАЗы, ЛАЗы.
- Это такие «огромные»? В
которые помещалось много- много народу? Наверное, вся сегодняшняя очередь из
желающих добраться по утрам на работу в областной центр, могла бы поместиться
за один «заход»?
- Очень может быть.
- Тогда почему людей возят сегодня не на таких крупногабаритных автобусах,
а на микро-автобусиках? Куда и помещается-то в 20 раз меньше пассажиров. Разве
для людей это удобнее, чем ехать, пусть в подзабытой «тесноте», зато не в
обиде? Имеется в виду: ехать в 3 раза дешевле, чем сейчас? Ведь в кризис очень
многим приходится экономить каждую копейку.
- Это только кажется, что сегодняшние
перевозчики на маршрутках «много» зарабатывают. К примеру, сегодня проезд до
Днепропетровска стоит 6 гривен, из которых перевозчику отходит лишь 4 грн 20
коп. Сюда уже включена стоимость перевозки пассажиров, амортизация транспорта и
т.п. Остальная часть денег идет на
транспортную страховку (ДОПАС). То есть, едва-едва возвращается потраченное
перевозчиками на бензин, который «подскочил» в цене после известных мартовских
событий. Или вот перевозчики по Новомосковску. Люди жалуются на дороговизну
проезда (2 гривны), а маршрутчики нам, в свою очередь, жалуются на
катастрофическую нерентабельность таких «дешевых» перевозок по городу. Как вы
помните, стоимость проезда была повышена с 1 гривны до 2 гривен два года назад, в 2009 году. Но уже тогда
велись жаркие дискуссии, ведь для самоокупаемости работы перевозчиков по
Новомосковску, проезд еще тогда должен был стоить около 3 гривен! Что уж
говорить про сегодня…
- То
есть, перевозчики работают себе в убыток? Разве такое возможно в условиях
рыночной экономики? Видимо, они все же имеют альтернативные способы заработков?
Иначе давно должны были бы разориться. Какой капиталист будет работать,
сознательно не закладывая определенный процент прибыли в работу? А то, что
сегодняшние перевозчики – капиталисты (или как сегодня говорят,
предприниматели) никто не будет отрицать?
- Совершенно верно. Только
прибыль у перевозчиков сегодня копеечная, а недостаток средств они компенсируют
за счет договоров на частные перевозки. Ну, там свадьбы, похороны, поездки на
море...
- Допустим, поверим в
альтруистические порывы наших маршрутчиков. К слову, сколько же таких героев
работает в Новомосковске?
- В городе Новомосковске
существуют 13 маршрутов, на которых
работает 100 маршруток.
- В редакцию поступают письма. Люди спрашивают, почему такой дорогой
проезд от Новомосковска до районных
населенных пунктов? Например, от поселков Гвардейское и Черкасское (20 км до Новомосковска) – 5 грн только в один конец, а в оба конца - 10 гривен в день! А от Перещепино до
Новомосковска – вообще 30 гривен в день. В то время как в Днепропетровске с
одного конца города в другой (а это порою больше чем 50-100 км!) на маршрутках на
работу можно добраться в пределах 2-3 гривен в день при зарплатах горожан до
2000 гривен. Где, как говорится, справедливость? Как людям каждый день ездить
на работу в Новомосковск или Днепропетровск, если в их поселках работы просто нет?
Тратить на проезд около 500 гривен в месяц при зарплатах в 800-900 гривен в
месяц? Какая же здесь «рентабельность» уже для пассажиров? Не нужно ли
перевозчикам все же идти на уступки пассажирам? И все же снижать стоимость
проезда?
- Я могу отвечать только
за перевозки по городу Новомосковску. Однако отмечу, что тарифообразование
строго контролируется, и все тарифы считаются экономически обоснованными.
- Это как сегодня говорят на государственном уровне: тарифы на ЖКХ
приходится для населения повышать. И повышать до тех пор, пока компания
«НАФТОГАЗ» перестанет быть убыточной? То есть, у народа один интерес, а у
монополистов – свой.
- Всё происходит в
рамках законодательства.
- И всё же. Люди
говорят, что маршруты захватили монополисты и устанавливают свои цены. Например,
из поселка Черкасское нам сообщили, что на маршруте находится очень много
маршрутных такси – до 20-ти штук. А, как известно из законов рыночной
экономики, чем больше «предложение» какой-либо услуги – тем она становится
«дешевле». Или, например, чем больше в количественном смысле тираж печатного
издания – тем дешевле покупателю обходится покупка одного экземпляра. Видимо, в
данном поселке мировые законы экономики не действуют?
- Повторюсь, я могу
отвечать только за перевозки по городу Новомосковску. А по району действуют
другая тарификация, зависящая от дальности расстояния.
- Речь идет не о «дальности» расстояния, а о «количестве» транспорта на
пассажиропотоках. Быть может, так же как в Днепропетровске, имеет смысл вернуть
крупногабаритные автобусы (до конца 90-ых такие ходили)? Людей такой автобус
может перевезти много, при этом он будет потреблять не дорогой бензин, а более
дешевую солярку. В совокупности такое
топливо будет стоить гораздо дешевле того бензина, который сегодня потребляют
20-30 маршруток-перевозчиков. Отсюда себестоимость одной ходки ВСЕХ маршруток
надо бы разделить на количество перевозимых
за день пассажиров – и можно вычислить цену проезда для одного пассажира. Явно
будет проезд стоить около 2-3 гривен, а не 5-10-20 грн, как сейчас?
- Стоимость проезда по
району определяется районной властью. Все вопросы к ним.
- Не смотря на то, что из таких поселков
люди каждый день ездят на работу именно в Новомосковск? То есть, в вашу
«парафию»…
- Увы.
- И все же, проезд в крупногабаритных автобусах будет людям обходиться
намного дешевле! Ведь они заправляются соляркой?
- Дело не в том, что бензин
дорогой. Дело в том, что солярка давно продается по цене высокооктанового
топлива! Это в Советском Союзе соляркой заправляли автотранспорт, потому что
стоила она – как отходы от бензина –
сущие копейки. Потому и проезд в таких автобусах был дешевым, дешевле
чем на такси. Сейчас же продавцы солярки, как считается, «наваривают» на
продаже примерно по 300-400% прибыли. Вот и получается, что сегодня автопаркам,
которые закупают топливо для своего транспорта, не выгодно возить пассажиров
автобусами на солярке. Поэтому переходить на крупногабаритные автобусы тоже нет
смысла. Да, цена проезда, может быть, и была бы чуть ниже, но график хождения
стал бы другим, неудобным. Например, сейчас маршрутки ходят каждые 2-5 минут, а
тогда им пришлось бы ходить только каждые пол часа - час.
- Но людям, быть может, всё же было бы удобнее ездить пусть и не каждые
5 минут, а каждые 30 минут, зато в 3 раза дешевле? А так получится скоро, что с
такой «рентабельностью» вообще не будет смысла «поселенцам» работать где-либо
«на выезде». Ведь что зарабатывается – то и тратится на проезд? Хотя, понятно,
что данный вопрос – из разряда риторических… Тогда спросим по-другому: если
переходить на вместительный городской транспорт перевозчикам «не интересно»,
может есть смысл пустить по Новомосковску троллейбусы? Как в областном центре.
- А вот это «удовольствие» - вообще самое дорогое!
В Днепропетровске ведь не прокладывают электролинии (тролли) с нуля, а только
возобновляют их работу! На это областной бюджет выделяет деньги, пусть и
большие, но все же меньшие, чем затраты на бензин для их маршруток. А у нас, в
Новомосковске, таких троллей отродясь не существовало. Это во времена СССР, с
его госбюджетом, такое дело было бы решить элементарно, но для наших
сегодняшних бюджетов это – неподъемные затраты. Дешевле пользоваться
маршрутками.
- То есть, снова –
что перевозчикам хорошо, то народу смерть? Куда ни кинь – один клин: дорогие
маршрутки, безальтернативный вид транспорта для провинции?
- Увы. Кроме того, сейчас и
электротранспорт тоже становится не из
дешевых, поскольку выросла цена на электроэнергию, сами по себе
троллейбусы стоят недешево, еще дороже - проложить тролли. В общем, выходит, что запускать
трамваи-троллейбусы в Новомосковске совершенно экономически не выгодно. Кроме
того, не известно даже, может быть, такая идея не окупила бы себя и через 10
лет.
- Известно, что года 4 назад руководство города уже ставило перед
областью вопрос о соединении Новомосковска с Днепропетровском с помощью
троллейбусных линий. Чем закончилась эта история?
- Еще раз повторюсь, что
подобные затеи – дорогое удовольствие для местных бюджетов. Тогда же эта идея
новомосковской власти не нашла поддержки у власти днепропетровской по тем же
экономическим соображениям. Хотя, понятно, что для жителей нашего города и
района такая транспортная линия стала бы реальным средством экономии дорожных
затрат. Помните, в Крыму раньше троллейбусы ходили даже по горам! Что уж
говорить про нашу «прямую» трассу на Днепропетровск! В советских долгосрочных
планах такая прокладка линий ЛЭП между городами была предусмотрена.
- Спасибо за
содержательное интервью. Честно говоря, обращаясь с вопросами, мы надеялись
услышать более оптимистичные прогнозы на перспективу относительно стоимости
пассажирских перевозок. Или хотя бы какие-нибудь «антикризисные идеи». Но,
видимо, пока нам всем все же придется, как говорится на высшем уровне,
«затягивать пояса»…
_____________________________________________________________________
Комментрий от «АКИ»:
В Украине планируется делать биотопливо из картофеля?
28 апреля 11 г, «Новый Регион», Антонина Журавская: Министр аграрной промышленности и
продовольствия Украины Николай Присяжнюк считает, что картофель может быть
включен в перечень продуктов, из которых изготавливается биотопливо: «Сегодня
мы с институтом картофелеводства разговаривали, чтобы рассмотреть вопрос в
связи со стремительным ростом цен на нефть, и мы, возможно, также присоединим
картофель к биотопливу, как и сахарную свеклу. Очень много выращиваемого
картофеля идет на корм скоту, тогда как этот ресурс можно было бы направить на
изготовление биотоплива».
Министр отметил, что для
проведения этих мероприятий нужны расчеты ученых, и в ближайшее время они будут
сделаны.
Или ?
Троллейбус Е-186 низкопольный оснащен
тиристорно-импульсной системой управления тяговым электрооборудованием, которая
позволяет экономить потребляемую электроэнергию и обеспечивает плавность
трогания с места и движения.
Производитель: г.Днепропетровск,
Южный Машиностроительный завод им. А.М.Макарова, ГП ПО, Днепропетровск, Украина.
Основное преимущество троллейбуса в том, что это низкопольный
троллейбус, что значительно сократит время пассажирообмена и, соответственно,
ускорит движение по городским маршрутам.
Основные технические
характеристики троллейбуса,
разработанные ГКБ
"Южное" и ПО "ЮМЗ":
Пассажировместимость.:
Максимальная
(при мин. числе мест для сидения - 26) - 116 человек
Минимальная
(при макс. числе мест для сидения - 100)
- 100 человек
Наибольшая установившаяся скорость троллейбуса
с полной конструктивной массой – 64
км/ч
Скорость сообщения троллейбуса (на условном
маршруте) – 30 км/ч
Удельный расход электроэнергии на тягу на условном маршруте – не более 100 Втoч/тoкм,
Максимальный
преодолеваемый подъем, 12
|