«Если он не слово божье, то бог не
умеет говорить.»
Как-то так совпало, что события этой зимы с ее страшными морозами,
нагрянувшими в Украину внезапно и ниоткуда, и один странный художественный
фильм, показанный 28 января (в день начала морозов) по ТВ, заставили взглянуть
на всё под иным углом.
Палатки «скорой помощи»,
раскиданные по всем областным городам, в которых, как заявлено, «предлагается
горячий чай и тепло очага» простым прохожим – чтобы они могли в случае нужды
пересидеть непогоду, обогреться, покушать. Эта практика существует уже
несколько лет. В первые годы появления
таких передвижных «домиков» возникал вопрос «Зачем? Для кого это? Разве
обывателям нечего делать как шляться в лютые морозы по улицам – не проще ли
пересидеть непогоду в тепле своей квартиры?». Зачем расходовать бюджетные
деньги на такие странные – как тогда казалось – «уик-энды» для горожан?
Но годы идут. И вот уже
совершенно «планово» возводятся такие палатки в центрах городов. Проблема как
бы устаканивается, вернее, «узаконивается»…
В сюжетах теленовостей нам рассказывают
сколько людей вчера/сегодня/завтра заходит «на огонек» в такие палатки,
показывают кто эти люди, как они выглядят, что едят. И оказывается, что в
абсолютном своем большинстве – это так называемые «бомжи» или как говорят
сегодня в Украине, «безхатченки». Сколько их! Выходит, что если бы не эта лютая
зима, выгоняющая таких несчастных из их насиженных логовищ в подвалах брошенных
домов, из канализационных люков, с вокзалов и строек, - мы бы их КАК БЫ и не заметили? Продолжали бы радоваться
СВОЕЙ жизни успешных банкиров, брокеров, рекламщиков, чиновников, - словом,
всех, как будто бы «устроенных в жизни» обывателей. У нас лично всё о-кей, мы
лично живем в тепле, у нас лично есть работа и есть зарплата. Мы лично радуемся
жизни и знаем как пережить идущий КРИЗИС. А других мы знать не знаем. Значит,
их и нет вовсе.
Но теперь.. Властям – тем, кто
их в 30-ти градусный мороз привечает и обогревает в этих палатках – говорить
«спасибо» за добросердечие или… всё же выражать свое негодование? Речь сейчас
не о том КТО и КАК довел Украину до такой вот «ручки». Страшно. Страшно
осознавать, что в САМОЙ благодатной бывшей советской республике – сегодня,
всего-то 20 лет спустя – такая разруха. А люди - вот они – живые и молчаливые свидетели
разрушительных процессов, пожирающих на своем пути всё: социальные связи,
доброе отношение друг к другу, взаимовыручку, любовь к ближнему. Ибо не тянет
установка такой палатки для бездомного
на соответствие понятию «забота о благосостоянии ближнего», как бы ни хотелось,
а не тянет на сравнение с воспоминанием о былом, когда в год в социалистической
Украине сдавалось столько-то квадратных метров жилья, а новоселье ежегодно
справляли тысячи наших земляков! Но это так, как говорится, «былое и – думы»…КРИЗИС
КАПИТАЛИЗМА на дворе, что поделаешь…
И
потому перейдем к рассказу о потрясающем фильме под скромным названием «ДОРОГА».
Ведь именно он был показан в дни самых лютых морозов в Украине, именно он
заставил «заметить» страдание людей, оказавшихся на дне жизни. По своей ли воле
они опустились на это «дно»? Или «кто-то» их туда опустил? И если это был
«кто-то», то «когда» именно произошел слом привычного им мира?
Как смогли они, бывшие советские люди (чего
лукавить, тогда такого понятия как «бомж» просто не существовало!), жить дальше
после такого надлома? Как могут мириться с жизнью «черни» - помня свое былое
благополучие? По силам ли такая память вообще человеку? Можно ли вообще
«приспособиться» к жизни не человека, но животного? Забыть свои былые
«человеческие» привычки и лакать воду из лужи, называя этот процесс «утолением
жажды», и разделывать на жаркое своих собратьев, оправдываясь, что «надо выжить
любой ценой»?
Американский режиссёр Джон Хиллкоут
в 2009 году (заметим, это был всего-то
первый год нынешнего мирового КРИЗИСА!) выпустил в свет этот странный
фильм, который невозможно смотреть без щемящего чувства в сердце.
Фильм снят по одноименной книге писателя
Кормака МакКарти (автор не менее известной книги «Старикам здесь не место»,
которая в 2007 году получила Пулитцеровскую премию). Вот и сегодня им создана
одна из лучших драм на тему пост-апокалипсиса. Быть может, именно такими
предчувствиями был одержим режиссер в первые месяцы мирового апокалипсиса,
начавшегося в памятном 2008 году?
В главных ролях фильма: Вигго
Мортенсен, Коди Смит-МакФи, Роберт Дювалл, Гай Пирс, Молли Паркер, Майкл К. Уильямс,
Гаррет Диллахант, Шарлиз Терон, Боб Дженнингс, Аньес Херрманн.
Сюжет фильма «Дорога» прост, как
незатейлива в своем трагизме любая человеческая драма.
…Одна молодая пара живет в ожидании появления
на свет своего первенца. Мир вокруг них прекрасен, наполнен смыслом и красками.
Женщина (Шарлиз Терон) ждет рождения малыша, мужчина (Вигго Мортенсен) хлопочет
по хозяйству, готовит свой дом к событию появления на свет своей долгожданной
кровинушки. Они счастливы, как бывают счастливы все люди, не замечающие в суете
будней своего счастья.
Но однажды ночью происходит страшное.
Экологическая катастрофа в одно мгновение почти полностью разрушает
цивилизацию, тем самым ставя под угрозу существование человечества на земле. Молодая
пара, ложась спать в одном мире, просыпается в Апокалипсисе. Разве ТАКОЕ
возможно принять разумом?
Женщина (в фильме ни у одного из
героев нет имен – ведь не так много остается на Земле людей, чтоб не суметь их
«различать» с помощью этой привычки из мира «до») еще не родила дитя в тот
злосчастный день Конца Света. Она родит его только через несколько месяцев.
И вот она сидит в своем доме – среди
еще целых книг, фортепиано, бокалов и посуды – сидит и плачет. Она говорит
своему мужу, который уже несколько месяцев занимается добычей пищи, уходя на ее
поиски как когда-то пещерные люди уходили, - говорит, что не хочет появления
ребенка в этот мир. И у нее на то есть причины.
Потому что общество за стенами ее
дома модифицировалось в кровожадных каннибалов, сплочённых идеей найти и
уничтожить слабых. Люди едет людей. Последняя стадия деградации человечества.
Уже умерли насекомые, умерли птицы, умерли животные, умерли деревья и другая
растительность. Теперь – очередь за человеком. И человек истребляет человека.
И все же ребенок рождается. В темном
и холодном подвале. Он растет так до 10-ти лет, не видя солнечного света
(солнца теперь нет), не слыша пения птиц, не зная что такое…да много чего из
прошлого мира ему не знакомо! И его мать, понимая, что ее дитя НИКОГДА даже не
узнает, каким мир был до его рождения – страдает и плачет.
У женщины самая настоящая депрессия.
Но только теперь ей не помогают психологи, нет лекарств-антидепрессантов – нет
ничего из прошлой жизни. Когда можно было вылечить любую хандру, отвлечься,
найти смысл жизни – в общем, прибегнуть к известным психологическим приемам
выхода из депрессии. Ибо былого мира нет. И – самое ужасное – не будет.
Женщина понимает разумом, что мир
медленно, но неотвратимо умирает. Все что ей остается – это каждый день делать
одно и то же: встречать и провожать мужа, готовить нехитрую кормежку (если
удастся раздобыть что-то съестное) и ухаживать за маленьким сыном.
Многие скажут, что именно в таких
рутинных ежедневных делах – и заключается смысл человеческого бытия. Женщине –
женское, мужчине – мужское, детям -
будущее. А если будущего не предвидится? Тогда к чему все эти напрасные движения,
вся эта суета сует?
Ведь женщина помнит свою былую
жизнь, в которой она – красавица, умница, интеллектуалка, жила полным вдохом:
вот она в филармонии, под сводами которой звучит чарующая своей возвышенностью
и одухотворенностью музыка, вот она в прекрасной
и озаренной светом галерее… А сегодня – она ввергнута в мрак подвала. Ее мира,
прекрасного мира, полного любви и гармонии больше нет. И не будет. Она это
понимает. К чему тогда жизнь? Жизнь животного. Жизнь в страхе. Жизнь в
постоянной борьбе за кусок хлеба и глоток воды. Быть может, лучше – смерть? И ее не могут отвлечь от этих мрачных мыслей
ни маленький сын, ни любящий и заботливый муж. Она опустила руки, она сдалась.
Кто скажет, что это малодушие?
Наверное, только тот, кто сам никогда не оказывался в безвыходной ситуации.
Когда помощи ждать неоткуда. Когда ты не нужен в этом мире никому. Когда
единственным смыслом жизни становится желание съесть хоть что-то. Разве это не
может сломать личность? Когда ты понимаешь, что люди вокруг вовсе не добрые
(как ты считал раньше под воздействием «цивилизованного» воспитания), а злые,
подлые, циничные, черствые, жестокие, а теперь еще – и кровожадные в прямом
смысле слова…
И среди таких особей тебе суждено
теперь существовать до конца дней. Каких дней? Твоих? Мира? Женщина так и
говорит своему мужу: «разве ЭТО – жизнь? Я не хочу ТАК».
И однажды она уходит в ночь.
Потрясающая сцена в фильме! Буднично, уложив спать малыша, она снимает с себя
теплую одежду (может пригодиться сыну и мужу), говорит в последний раз мужу,
чтобы они с сыном уходили «на юг» (там может быть сохранилась жизнь), а сама
уходит умирать. То есть, как бы совершает самоубийство, уйдя в мороз и в
темноту. Потому что она устала так жить. Жить ТАК. И почему-то в голове стучит
молоточком: «А вам ТАК слабо?»… Что это: слабоволие или сила духа? Что это:
слабоволие или свобода человеческого выбора, свобода воли?
И вот на свете остаются ее муж и
ее маленький сынок, которого она предала своим отказом цепляться за такую жизнь.
Остаются сироты, которым тем более не на кого надеяться. Теперь у них одна
простая задача – выжить любой ценой. И любой ценой дойти до южного побережья
умершей Америки – как завещала им мать и жена. И они пошли, с упорством
обреченных, преодолевая тяжёлые препятствия на своем пути.
По разбитой дороге, усыпанной
пеплом Апокалипсиса, идут отец и его сын. Они идут на юг к берегу теплого
океана, где, возможно, могли остаться следы цивилизации и нормальные люди. Но
отчего-то на пути им встречаются только
каннибалы – сытые, румяные, жестокие. Они охотятся на других людей как на
животных, держат их в загонах для скота, готовят из них балыки, варят из них
супы. Дико.
Отец без устали поясняют сыну
(роль маленького Коди Смит-МакФи), что это «плохие люди», а они ищут себе
подобных – тех «в ком горит огонь». Они ищут «хороших людей». Но что такое
вообще понятие «человек» в мире, от которого отвернулся Бог? В мире, где умерла
Надежда…
Дорога их уныла и печальна. Мимо
следов былого величия человеческой цивилизации: полуразрушенных автобанов,
затейливых мостов-автострад, покосившихся высоковольтных мачт, заржавевших
рекламных баннеров, и домов, домов, пустых человеческих домов…
Из окон этих жилищ, как из бойниц,
в них то и дело стреляют. Люди охотятся на людей – всем теперь нужна пища. Уж
нет и в помине таких человеческих понятий как «взаимовыручка», гостеприимство –
теперь каждый сам за себя. Довольны такой жизнью только те, кто умеет пожирать
остальных.
И все равно, мужчина не сдается.
Потому что он отвечает за своего маленького сына даже в такой безнадежной
ситуации. Он обучает его всему, что знает сам, он верит, что его продолжатель рода сумеет выжить в этом хаосе
и продолжить жизнь. Потому что мужчина – оптимист. Нет, скорее, он – борец.
Там, где другие сдаются, этот – идет до конца. Он считает, что сын для него –
«слово Божье», то есть, надежда и смысл жизни. Глядя на сына, отец говорит:
«Если он – не слово Божье, то значит, Бог не умеет говорить».
Про таких как он, люди
так считают: «Безумству храбрых – поём мы песню!». И вот уже в сознании
стучит: «А ты ТАК смог бы?». До конца, до последнего вздоха. Ради своего
ребенка.
Режиссер этого потрясающего своим психоанализом
фильма, заставляет нас по-новому взглянуть на жизнь, любовь и дружбу,
человеческие ценности. Музыку к фильму написал известный рок-певец и музыкант
Ник Кейв, она необыкновенно точно передает характер окружающего хаоса и
драматизм человеческих судеб.
«Дорога» – это глубокая драма, фильм
очень эмоциональный, он заставляет задуматься о жизни и её ценностях. Фильм
показывает разные человеческие трагедии: трагедию безысходности на примере
матери мальчика, трагедию потери любимой на примере отца, трагедию
обесчеловечивания на примере каннибализма или случаев, когда отец отказывается
помогать странствующим людям. Судьей в
этой трагедии выступает мальчик, чьё сердце не ожесточилось, несмотря на хаос и
ужас, который он видит ежедневно.
ДОРОГА В НИКУДА… Дорога без надежды.
Не случайно рассказ начат с
описания морозных событий в Украине. Почему-то кажется, что именно подобные
чувства должны испытывать эти люди, которые приходят сегодня греться в эти
палатки. Ведь и они когда-то были такими же как мы: успешными, сытыми, спали на
мягких постелях и ели из чистой посуды, читали книги и ходили в театры. Это все
было так давно. Это было еще ДО Апокалипсиса, который накрыл мир в 2008 году. А
может быть, накрыл только нашу страну, да и то в 1989 году…
А что мы теперь можем поделать?
Ведь, как мы видим хотя бы на примере данного фильма, - отвратить неотвратимое
невозможно. Самое простое – это пренебречь причинами апокалипсиса (недаром они
в фильме не названы) и согласиться с тем, что в тартарары мир уже прикатился.
Добыть немного еды, разжиться, если
повезет, сносными ботинками, избежать встречи с людоедами, притерпеться к мысли
о том, что господни планы неисповедимы и попытаться остаться человеком – разве
не этим мы и так занимаемся каждый день?
Ева Беляева
|