Вы вошли как Гость | Группа "Гости "АнтиКризисные Идеи" интернет - газета Новомосковщины
Меню сайта
Прогноз погоды
Погода в Новомосковске
Валюта
Курсы наличного обмена на сегодня

Календарь
Наши Реквизиты
Архив записей
Наш опрос
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

счетчик посещений
счетчик посещений статистика посещения интернет
купить Apple iPad

Страницы газеты

Главная » Статьи » Психоанализ

Всем кризисам – КРИЗИС!

«Если он не слово божье, то бог не умеет говорить.»

              Как-то так совпало, что события этой зимы с ее страшными морозами, нагрянувшими в Украину внезапно и ниоткуда, и один странный художественный фильм, показанный 28 января (в день начала морозов) по ТВ, заставили взглянуть на всё под иным углом.

            Палатки «скорой помощи», раскиданные по всем областным городам, в которых, как заявлено, «предлагается горячий чай и тепло очага» простым прохожим – чтобы они могли в случае нужды пересидеть непогоду, обогреться, покушать. Эта практика существует уже несколько лет. В первые годы  появления таких передвижных «домиков» возникал вопрос «Зачем? Для кого это? Разве обывателям нечего делать как шляться в лютые морозы по улицам – не проще ли пересидеть непогоду в тепле своей квартиры?». Зачем расходовать бюджетные деньги на такие странные – как тогда казалось – «уик-энды» для горожан?

              Но годы идут. И вот уже совершенно «планово» возводятся такие палатки в центрах городов. Проблема как бы устаканивается, вернее, «узаконивается»…

              В сюжетах теленовостей нам рассказывают сколько людей вчера/сегодня/завтра заходит «на огонек» в такие палатки, показывают кто эти люди, как они выглядят, что едят. И оказывается, что в абсолютном своем большинстве – это так называемые «бомжи» или как говорят сегодня в Украине, «безхатченки». Сколько их! Выходит, что если бы не эта лютая зима, выгоняющая таких несчастных из их насиженных логовищ в подвалах брошенных домов, из канализационных люков, с вокзалов и строек, - мы бы их КАК  БЫ и не заметили? Продолжали бы радоваться СВОЕЙ жизни успешных банкиров, брокеров, рекламщиков, чиновников, - словом, всех, как будто бы «устроенных в жизни» обывателей. У нас лично всё о-кей, мы лично живем в тепле, у нас лично есть работа и есть зарплата. Мы лично радуемся жизни и знаем как пережить идущий КРИЗИС. А других мы знать не знаем. Значит, их и нет вовсе.

               Но теперь.. Властям – тем, кто их в 30-ти градусный мороз привечает и обогревает в этих палатках – говорить «спасибо» за добросердечие или… всё же выражать свое негодование? Речь сейчас не о том КТО и КАК довел Украину до такой вот «ручки». Страшно. Страшно осознавать, что в САМОЙ благодатной бывшей советской республике – сегодня, всего-то 20 лет спустя – такая разруха. А люди -  вот они – живые и молчаливые свидетели разрушительных процессов, пожирающих на своем пути всё: социальные связи, доброе отношение друг к другу, взаимовыручку, любовь к ближнему. Ибо не тянет установка такой палатки  для бездомного на соответствие понятию «забота о благосостоянии ближнего», как бы ни хотелось, а не тянет на сравнение с воспоминанием о былом, когда в год в социалистической Украине сдавалось столько-то квадратных метров жилья, а новоселье ежегодно справляли тысячи наших земляков! Но это так, как говорится, «былое и – думы»…КРИЗИС  КАПИТАЛИЗМА  на дворе, что поделаешь…

           И потому перейдем к рассказу о потрясающем фильме под скромным названием «ДОРОГА». Ведь именно он был показан в дни самых лютых морозов в Украине, именно он заставил «заметить» страдание людей, оказавшихся на дне жизни. По своей ли воле они опустились на это «дно»? Или «кто-то» их туда опустил? И если это был «кто-то», то «когда» именно произошел слом привычного им мира?

            Как смогли они, бывшие советские люди (чего лукавить, тогда такого понятия как «бомж» просто не существовало!), жить дальше после такого надлома? Как могут мириться с жизнью «черни» - помня свое былое благополучие? По силам ли такая память вообще человеку? Можно ли вообще «приспособиться» к жизни не человека, но животного? Забыть свои былые «человеческие» привычки и лакать воду из лужи, называя этот процесс «утолением жажды», и разделывать на жаркое своих собратьев, оправдываясь, что «надо выжить любой ценой»?

           Американский режиссёр Джон Хиллкоут в 2009 году (заметим, это был всего-то первый год нынешнего мирового КРИЗИСА!) выпустил в свет этот странный фильм, который невозможно смотреть без щемящего чувства в сердце.

            Фильм снят по одноименной книге писателя Кормака МакКарти (автор не менее известной книги «Старикам здесь не место», которая в 2007 году получила Пулитцеровскую премию). Вот и сегодня  им  создана одна из лучших драм на тему пост-апокалипсиса. Быть может, именно такими предчувствиями был одержим режиссер в первые месяцы мирового апокалипсиса, начавшегося в памятном 2008 году?

            В главных ролях фильма: Вигго Мортенсен, Коди Смит-МакФи, Роберт Дювалл, Гай Пирс, Молли Паркер, Майкл К. Уильямс, Гаррет Диллахант, Шарлиз Терон, Боб Дженнингс, Аньес Херрманн.

            Сюжет фильма «Дорога» прост, как незатейлива в своем трагизме любая человеческая драма.

         …Одна молодая пара живет в ожидании появления на свет своего первенца. Мир вокруг них прекрасен, наполнен смыслом и красками. Женщина (Шарлиз Терон) ждет рождения малыша, мужчина (Вигго Мортенсен) хлопочет по хозяйству, готовит свой дом к событию появления на свет своей долгожданной кровинушки. Они счастливы, как бывают счастливы все люди, не замечающие в суете будней своего счастья.

             Но однажды ночью происходит страшное. Экологическая катастрофа в одно мгновение почти полностью разрушает цивилизацию, тем самым ставя под угрозу существование человечества на земле. Молодая пара, ложась спать в одном мире, просыпается в Апокалипсисе. Разве ТАКОЕ возможно принять разумом?

             Женщина (в фильме ни у одного из героев нет имен – ведь не так много остается на Земле людей, чтоб не суметь их «различать» с помощью этой привычки из мира «до») еще не родила дитя в тот злосчастный день Конца Света. Она родит его только через несколько месяцев.

          И вот она сидит в своем доме – среди еще целых книг, фортепиано, бокалов и посуды – сидит и плачет. Она говорит своему мужу, который уже несколько месяцев занимается добычей пищи, уходя на ее поиски как когда-то пещерные люди уходили, - говорит, что не хочет появления ребенка в этот мир. И у нее на то есть причины.

           Потому что общество за стенами ее дома модифицировалось в кровожадных каннибалов, сплочённых идеей найти и уничтожить слабых. Люди едет людей. Последняя стадия деградации человечества. Уже умерли насекомые, умерли птицы, умерли животные, умерли деревья и другая растительность. Теперь – очередь за человеком. И человек истребляет человека.

           И все же ребенок рождается. В темном и холодном подвале. Он растет так до 10-ти лет, не видя солнечного света (солнца теперь нет), не слыша пения птиц, не зная что такое…да много чего из прошлого мира ему не знакомо! И его мать, понимая, что ее дитя НИКОГДА даже не узнает, каким мир был до его рождения – страдает и плачет.

           У женщины самая настоящая депрессия. Но только теперь ей не помогают психологи, нет лекарств-антидепрессантов – нет ничего из прошлой жизни. Когда можно было вылечить любую хандру, отвлечься, найти смысл жизни – в общем, прибегнуть к известным психологическим приемам выхода из депрессии. Ибо былого мира нет. И – самое ужасное – не будет.

          Женщина понимает разумом, что мир медленно, но неотвратимо умирает. Все что ей остается – это каждый день делать одно и то же: встречать и провожать мужа, готовить нехитрую кормежку (если удастся раздобыть что-то съестное) и ухаживать за маленьким сыном.

            Многие скажут, что именно в таких рутинных ежедневных делах – и заключается смысл человеческого бытия. Женщине – женское, мужчине – мужское, детям  - будущее. А если будущего не предвидится? Тогда к чему все эти напрасные движения, вся эта суета сует?

            Ведь женщина помнит свою былую жизнь, в которой она – красавица, умница, интеллектуалка, жила полным вдохом: вот она в филармонии, под сводами которой звучит чарующая своей возвышенностью и одухотворенностью музыка,  вот она в прекрасной и озаренной светом галерее… А сегодня – она ввергнута в мрак подвала. Ее мира, прекрасного мира, полного любви и гармонии больше нет. И не будет. Она это понимает. К чему тогда жизнь? Жизнь животного. Жизнь в страхе. Жизнь в постоянной борьбе за кусок хлеба и глоток воды. Быть может, лучше – смерть?  И ее не могут отвлечь от этих мрачных мыслей ни маленький сын, ни любящий и заботливый муж. Она опустила руки, она сдалась.

           Кто скажет, что это малодушие? Наверное, только тот, кто сам никогда не оказывался в безвыходной ситуации. Когда помощи ждать неоткуда. Когда ты не нужен в этом мире никому. Когда единственным смыслом жизни становится желание съесть хоть что-то. Разве это не может сломать личность? Когда ты понимаешь, что люди вокруг вовсе не добрые (как ты считал раньше под воздействием «цивилизованного» воспитания), а злые, подлые, циничные, черствые, жестокие, а теперь еще – и кровожадные в прямом смысле слова…

            И среди таких особей тебе суждено теперь существовать до конца дней. Каких дней? Твоих? Мира? Женщина так и говорит своему мужу: «разве ЭТО – жизнь? Я не хочу ТАК».

            И однажды она уходит в ночь. Потрясающая сцена в фильме! Буднично, уложив спать малыша, она снимает с себя теплую одежду (может пригодиться сыну и мужу), говорит в последний раз мужу, чтобы они с сыном уходили «на юг» (там может быть сохранилась жизнь), а сама уходит умирать. То есть, как бы совершает самоубийство, уйдя в мороз и в темноту. Потому что она устала так жить. Жить ТАК. И почему-то в голове стучит молоточком: «А вам ТАК слабо?»… Что это: слабоволие или сила духа? Что это: слабоволие или свобода человеческого выбора, свобода воли?

             И вот на свете остаются ее муж и ее маленький сынок, которого она предала своим отказом цепляться за такую жизнь. Остаются сироты, которым тем более не на кого надеяться. Теперь у них одна простая задача – выжить любой ценой. И любой ценой дойти до южного побережья умершей Америки – как завещала им мать и жена. И они пошли, с упорством обреченных, преодолевая тяжёлые препятствия на своем пути.

            По разбитой дороге, усыпанной пеплом Апокалипсиса, идут отец и его сын. Они идут на юг к берегу теплого океана, где, возможно, могли остаться следы цивилизации и нормальные люди. Но отчего-то на пути  им встречаются только каннибалы – сытые, румяные, жестокие. Они охотятся на других людей как на животных, держат их в загонах для скота, готовят из них балыки, варят из них супы. Дико.

             Отец без устали поясняют сыну (роль маленького Коди Смит-МакФи), что это «плохие люди», а они ищут себе подобных – тех «в ком горит огонь». Они ищут «хороших людей». Но что такое вообще понятие «человек» в мире, от которого отвернулся Бог? В мире, где умерла Надежда…

             Дорога их уныла и печальна. Мимо следов былого величия человеческой цивилизации: полуразрушенных автобанов, затейливых мостов-автострад, покосившихся высоковольтных мачт, заржавевших рекламных баннеров, и домов, домов, пустых человеческих домов…           

             Из окон этих жилищ, как из бойниц, в них то и дело стреляют. Люди охотятся на людей – всем теперь нужна пища. Уж нет и в помине таких человеческих понятий как «взаимовыручка», гостеприимство – теперь каждый сам за себя. Довольны такой жизнью только те, кто умеет пожирать остальных.

             И все равно, мужчина не сдается. Потому что он отвечает за своего маленького сына даже в такой безнадежной ситуации. Он обучает его всему, что знает сам, он верит, что его  продолжатель рода сумеет выжить в этом хаосе и продолжить жизнь. Потому что мужчина – оптимист. Нет, скорее, он – борец. Там, где другие сдаются, этот – идет до конца. Он считает, что сын для него – «слово Божье», то есть, надежда и смысл жизни. Глядя на сына, отец говорит: «Если он – не слово Божье, то значит, Бог не умеет говорить».

          Про таких  как он, люди  так считают: «Безумству храбрых – поём мы песню!». И вот уже в сознании стучит: «А ты ТАК смог бы?». До конца, до последнего вздоха. Ради своего ребенка.

          Режиссер  этого потрясающего своим психоанализом фильма, заставляет нас по-новому взглянуть на жизнь, любовь и дружбу, человеческие ценности. Музыку к фильму написал известный рок-певец и музыкант Ник Кейв, она необыкновенно точно передает характер окружающего хаоса и драматизм человеческих судеб.

           «Дорога» – это глубокая драма, фильм очень эмоциональный, он заставляет задуматься о жизни и её ценностях. Фильм показывает разные человеческие трагедии: трагедию безысходности на примере матери мальчика, трагедию потери любимой на примере отца, трагедию обесчеловечивания на примере каннибализма или случаев, когда отец отказывается помогать странствующим людям. Судьей  в этой трагедии выступает мальчик, чьё сердце не ожесточилось, несмотря на хаос и ужас, который он видит ежедневно.

           ДОРОГА  В НИКУДА… Дорога без надежды.

 

             Не случайно рассказ начат с описания морозных событий в Украине. Почему-то кажется, что именно подобные чувства должны испытывать эти люди, которые приходят сегодня греться в эти палатки. Ведь и они когда-то были такими же как мы: успешными, сытыми, спали на мягких постелях и ели из чистой посуды, читали книги и ходили в театры. Это все было так давно. Это было еще ДО Апокалипсиса, который накрыл мир в 2008 году. А может быть, накрыл только нашу страну, да и то в 1989 году…

            А что мы теперь можем поделать? Ведь, как мы видим хотя бы на примере данного фильма, - отвратить неотвратимое невозможно. Самое простое – это пренебречь причинами апокалипсиса (недаром они в фильме не названы) и согласиться с тем, что в тартарары мир уже прикатился.  

            Добыть немного еды, разжиться, если повезет, сносными ботинками, избежать встречи с людоедами, притерпеться к мысли о том, что господни планы неисповедимы и попытаться остаться человеком – разве не этим мы и так  занимаемся каждый день?

 

Ева Беляева

Категория: Психоанализ | Добавил: Gross (01.02.2012)
Просмотров: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]