Социологический мониторинг был проведен
с целью получения объективной информации о социальном самочувствии студентов,
актуальных проблемах их бытия. Исходя из
ответов опрошенных, социальный облик студента Украины можно представить
следующей "моделью":
·
В основном студенты проживают вместе с родителями
(84,4%). Однако почти каждый десятый
пользуется индивидуальным жильем, в т.ч. собственным или съемным. Каждый второй относит родительскую семью по
уровню доходов к средне-обеспеченной, каждый четвертый назвал уровень
материальной обеспеченности своей семьи выше среднего и даже высоким, каждый
десятый отнес себя к категории семей с низким и ниже среднего уровнем
доходов.
·
Украинские студенты – выходцы из семей, в которых
родители имеют высшее образование (около 60%), среднее и среднее специальное
(примерно 30%) образование преимущественно технического профиля. У более чем
половины (52,8%) респондентов отцы заняты в частном секторе.
·
После окончания университета более половины
опрошенных думают трудоустроиться в соответствии с полученной специальностью.
Самые высокие надежды в этом отношении демонстрируют студенты экономического,
юридического факультетов и журналисты.
·
Совмещают учебу с работой для того, чтобы обеспечить
собственное существование, 41,8% украинских студентов. Каждый пятый
(21,5%) делает это для того, чтобы заработать деньги на развлечения, а каждый
десятый – чтобы оплатить обучение (10,8%) и приобрести опыт работы (9,2%).
Совмещают учебу с работой с целью приобретения практических навыков по
специальности 7,1% опрошенных.
·
Большая часть украинских студентов полагает, что для
того, чтобы устроиться на хорошую работу, обязательны профессиональные
знания (65,6%) и работоспособность (64,8%). Более половины
респондентов (53,4%) считают обязательным для этого качеством инициативность,
а 41,2% уверены, что нужен опыт работы.
·
Проблему отсутствия работы и проблемы с
трудоустройством невозможно разрешить самостоятельно, по мнению каждого
пятого респондента (19,7%), а каждый шестой считает такой проблемой
нехватку средств для существования (15,9%), отсутствие возможностей для
самореализации (15,8%).
·
Учатся в полную силу всего 17% опрошенных,
существенно ниже своих возможностей – каждый третий студент.
·
Более 1,5 млн украинских студентов получают
образование в учебных заведениях на платной основе. Подавляющее большинство
посещает от 80 до 100% занятий.
·
Неспособных
оплачивать за обучение студентов-контрактников становится в Украине все больше.
Причиной неспособности родителями выплатить за обучение своих детей стал кризис
в стране. У некоторых студентов родители попали под сокращение или им была
уменьшена заработная плата. У других - заморожены депозиты.
·
Возможность профессионального роста оказалась на
втором месте в рейтинге критериев
успешности – их выбрали 51,5%.
·
Наиболее распространенным предметом покупки в
украинских ВУЗах является оценка или зачет во время сессии. Средний размер
такой взятки составляет 300 грн.
·
Отвечая на вопрос, сколько приблизительно стоит
сдать экзамен в украинских ВУЗах, респонденты определились, что это стоит от 100 грн до 1000 грн.
·
О внешнем давлении, когда преподаватель намекает на
необходимость дать взятку, сообщили 20% респондентов, а 61% из тех, кто давал
взятки, отмечают, что платят за оценки по собственному желанию, поскольку им
легче заплатить, чем что-либо выучить. 13% утверждают, что покупают баллы по
примеру других, чтобы не выделяться.
·
Больше всего «зарабатывают» преподаватели во время
экзаменов и зачетов (это отметили 75% студентов), при защите дипломных работ
(23%) и при принятии решения об отчислении студента (23%). В то же время, для
35% студентов, коррупция в вузе – это один из возможных способов решения
существующих проблем, а для 21% - норма современной общественной жизни.
·
Коррупция в вузах
ассоциируется для студентов с быстрым и
относительно простым решением проблем (так считают 47%), с выпуском
неквалифицированных специалистов (42%), с проявлением аморальности
преподавателей (29%), с неотъемлемой частью учебного процесса (15%) и с
традиционной формой благодарности (8%).
·
46% студентов
считают, что основными факторами коррупции в вузах являются лень студентов и их нежелание
учиться, а 36% - обесценивание самого высшего образования, когда студенту нужен
только диплом, но не знания. 21% респондентов считают, что в учебном процессе отсутствуют
действенные формы борьбы с коррупцией.
КАК ДОПОЛНЕНИЕ:
По сообщениям пресс-служба
университета Кембриджа, в этом году открывается магистерская программа для студентов из Украины. Обучение
будет осуществляться в рамках Украинской стипендиальной программы, которую
поддерживает украинский бизнесмен Дмитрий
Фирташ (он внес пожертвования в размере 4,3 миллионов фунтов стерлингов).
Обучение первых пяти студентов из Украины, которым
будут выделены стипендии, начнется в октябре
2011 года и будет продолжаться один год. В течение этого времени
программа будет работать в экспериментальном режиме с возможностью ее
последующего расширения и учреждения на постоянной основе. Украинским студентам
будет доступен широкий выбор из почти пятидесяти курсов – от изучения
археологии, истории и литературы до лингвистики, экономики и международных
отношений.
К участию в конкурсе на получение
стипендий допускаются студенты из Украины, которые к октябрю 2011 года получат
степень бакалавра (заявки от соискателей
принимались до 31 января 2011 года).
КОММЕНТАРИЙ от «АКИ»:
Вот уж щедрейший из наищедрейших! Пять человек (и вопрос еще: чьих
деток-то?) облагодетельствуют, а с
остальными что? Не лучше ли всем украинским олигархам скинуться и проплатить
бюджетные места ВО ВСЕХ ВУЗах Украины для
ВСЕХ студентов? Тогда мы сказали бы: да, украинский бизнес социально
ответственен – думает и даже ЗАБОТИТСЯ о кадрах, которые призваны «обслуживать»
приватизированные ими заводы-фабрики. Или
олигарховые «логисты» всё же планируют рекрутировать туда работать «дешевых» китайцев?
И почему же наш Президент объявляет о своем намерении жестко бороться с
коррупцией в Украине – ВЕЗДЕ – кроме
ВУЗов? Тут и звонить никому никуда не надо – приходите и берите
взяточников-преподавателей просто во время сессии…
ПРИМЕЧАНИЕ: 11 мая 2011 года министр иностранных дел Украины Константин
Грищенко приступил к выполнению обязанностей главы Комитета министров Совета
Европы. Так Украина приняла у Турции эстафету главенства до ноября 2011
года, когда ее место в Совете Европы займет Великобритания. Разве в Европе закрывали бы глаза на столь масштабную коррупцию в
ВУЗах?
|