Люди, які шляхом обману
заволодівають коштами довірливих громадян, давно стали «героями» газетних
публікацій, детективів та телепередач. Не втомлюємося попереджати громадян про
аферистів і ми, працівники міліції. Але завжди були і будуть люди, які
користуються довірою громадян, і люди, які дозволяють користуватися цією самою
довірою.
У серпні 2010 року ми розповідали про
козацькі громадські формування, які вже кілька років поспіль тільки і роблять,
що у формі, дуже схожій на міліцейську, переймаються «порушеннями правил
дорожнього руху» і шкідливістю автомобільних вихлопів та називають себе
козаками, членами громадських формувань чи патрулями екологічної безпеки.
Новомосковським
міським відділом міліції ведеться відкрита боротьба проти незаконної діяльності
таких громадських формувань з охорони громадського порядку. Але, на жаль,
проблема ця існує по сьогодні.
Нагадаю
причини такого становища. По-перше, заявників, громадяни інших держав, не
бажають приїздити в Україну для проведення слідчих дій. По-друге, малозначність
заподіяної шкоди перешкоджає логічному завершенню кримінальних справ, а також
порушенню кримінальних справ за фактами шахрайських дій (ст.190 КК України) з
боку членів громадських формувань. По-третє, щодо фактів самовільного
присвоєння владних повноважень або звання службової особи (ст.353 КК України),
мається на увазі носіння членами формування форменого одягу схожого на формений
одяг праціників ДАІ, то формально в їх діях вбачається склад зазначеного складу
злочину, але є він тільки тоді, коли поєднаний із вчиненням будь-яких суспільно
небезпечних діянь (адміністративних правопорушень чи злочинів), яких члени
формувань не чинять.
Що ж до
розгляду справи, яка протягом п’яти років пройшла через Господарський суд
Дніпропетровської області, Дніпропетровський апеляційний суд, Вищій
адміністративний суд України та повернулася на розгляд першої інстанції, тобто
в Новомосковський міськрайонний суд, та після неодноразового перенесення
судових засідань, 17січня 2011 року за проханням Новомосковської міжрайонної прокуратури
судом винесено ухвалу про залишення справи без розгляду, бо необхідно змінити
позовні вимоги. В свою чергу Новомосковська міжрайонна прокуратура до
Дніпропетровського окружного адміністративного суду направила позовну заяву про
визнання діяльності Перещепинського громадського формування такою, що не
відповідає вимогам Закону України «Про участь громадян в охороні громадського
порядку і державного кордону».
Зараз
позовна заява про примусовий розпуск (ліквідацію) Перещепинського громадського
формування на розгляді в окружному адміністративному суді. 01 квітня 2011 року
у зв’язку з
неявкою відповідача (представника громадського формування) слухання справи
перенесено на 06 травня 2011 року.
В
нашому регіоні діяльність «козачків» особливо помітна на трасі «Харків-Симферополь» та біля смт.Меліоративний, де жезлами працівників ДАІ
члени громадських формувань з охорони громадського порядку зупиняють переважно
іноземців. Більшість українців вже звикли їх ігнорувати, але горе шоферові,
якщо він простачок. Підставою для сплати так званого штрафу слугують поспіхом
вигадані порушення.
Т.М. Попова,
майор
міліції
Комментарий «АКИ»: Как
отличить настоящих гаишников от мошенников ?
Идея переодеваться в форму, похожую на
одежду инспекторов ГАИ, возникла у различного рода мошенников еще в начале
двухтысячных — первые сигналы о том, что на дорогах орудуют бандиты в форме и
жезлами начали появляться в 2003-м году. Тогда преступники вели свой промысел
на иностранных дальнобойщиках, что чуть было не привело к международному
скандалу. Тогдашний глава ГП "Укравтотранс" (регуляторная структура
Минтранса на то время) Владимир Синько вспоминает, как был просто ошарашен
претензиями иностранных ассоциаций перевозчиков к тому, что украинские гаишники
штрафуют их водителей за нарушение эконорм.
Водители-международники
жаловались, что на подъезде к Киеву их останавливают люди в форме, замеряют
непонятным прибором уровень газов из выхлопной трубы и за несоответствие нормам
требуют уплатить штраф и даже выдают квитанцию о его уплате. В ходе
разбирательства оказалось, что работает таким образом официально
зарегистрированная казаческая организация. Их деятельность не запрещена, но
штрафовать водителей они не имеют права. Другими словами, водитель может не
останавливаться и не выполнять их требования, а уж тем более не обязан платить
штраф. После того, как угрозы ввести против Украины санкции прозвучали на
дипуровне, "экологов" быстро приструнили, но затихли они ненадолго.
Уже
через год экопатрули начали появляться на трассах международного значения, но
переметнулись они с дальнобойщиков на водителей обычных легковушек.
"Отличить их от настоящих сотрудников ГАИ было очень сложно —
"казаки" стояли в форме черного цвета, очень похожей на форму
спецподразделения "Кобра", а
не остановиться по команде "Кобры" означало остаться без автомобиля
прямо посреди дороги (забирать авто на штрафплощадку по любому поводу —
"фирменный" почерк "кобровцев").
С
ликвидацией "Кобры" мошенники сменили и форму — на трассах она начала
напоминать милицейскую, только с другими нашивками и темнее, а в южных
областях, где гаишников переодели в светлую форму, бандиты одевали просто белые
рубашки с погонами и синими брюками, а штрафовать начали уже не только за
экологию, но и за нарушение ПДД. В этом году мошенники активизировались в Днепропетровской области.
В
Департаменте ГАИ МВД Украины нам рассказали, что наиболее активно мошенники
сейчас "трудятся" в Днепропетровской области — жалобы от водителей
поступают постоянно. Дело в том, что здесь есть все предпосылки для работы
мошенников — спрятать "патруль" можно в любом из многочисленных сел, а "наловить" водителей
можно сколько угодно (через эту трассу круглые сутки проходит серьезный
трафик). В 2009-м году здесь за вымогательство был задержан белый
"Ланос" с двумя мошенниками в "почти милицейской" форме
(отличия были лишь в шевронах и нагрудном значке).
ПРИМЕТЫ
НАСТОЯЩЕГО ИНСПЕКТОРА Внешний вид инспектора
1.
Форма должна соответствовать сезону, быть чистой и только установленного
образца — летом это светло-синяя рубашка с коротким рукавом и темно-синие брюки
с красной полосой сбоку. Однако ночью может быть одет в светоотражающий жилет,
а во время дождя — спецнакидку оранжевого либо голубого цвета.
Мошенники: одеты
обычно в темную форму, на рубашку надет китель, поверх него — темная короткая
куртка
2. На
рукаве с левой стороны — нашивка с общей информацией о силовой структуре:
"Україна МВС".
Мошенники:
нашивки нет либо написана негосударственная структура, например, "Україна Козацтво".
3.
Шеврон справа указывает, в каком подразделении служит сотрудник —
"Дорожньо-патрульна служба" или "Державна автомобільна
інспекція". Сам шеврон должен быть пришит аккуратно (не должно быть видно
ниток).
Мошенники: часто
пишут "ДАІ. Добровільна
автомобільна інспекція". Шеврон пришит кое-как, торчат нитки.
4. Все
сотрудники ГАИ, в том числе ДПС, обязаны иметь при себе служебные милицейские
удостоверения, которые водители в случае их остановки имеют право попросить
инспектора предъявить.
Мошенники: по
требованию не предъявляют никаких удостоверений, либо на удостоверении написана
принадлежность к какой-либо негосударственной структуре.
5. В
список оснащения сотрудника ГАИ должны входить нагрудный знак, табельное
оружие, жезл, спецсредства (например, газовый баллончик), а также бланки,
служебная сумка (либо планшет), линейка (рулетка), свисток, карманный фонарик.
Мошенники: всех
этих предметов либо нет, либо они имеют неустановленную форму, например,
подозрение должно возникнуть при виде барсетки вместо спецсумки.
Транспортные средства
6.
Сотрудники ГАИ несут службу только на служебном транспорте с соответствующей
символикой ГАИ, государственные номерные знаки на патрульных автомобилях должны
быть на синем фоне. Вдоль бортов машины должны быть желто-синие полосы, надпись
"Державтоінспекція" на капоте и багажнике, плюс государственный герб
на обоих передних дверях.
Мошенники:
"караулят" водителей на гражданских автомобилях
|