Назад дороги нет… Нам
нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Очень часто бывает так, что человек не хочет
отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не
вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё
тут. А человек совершенно бессознательно начинает горевать, и хочет его как бы
заместить. Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой
потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток
страдательных эмоций.
Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки
зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу:
«Как Ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?». Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот
момент, когда тот готов перейти в жизнь вечную. Когда мы цепляемся за
человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть
задачи. Кроме того, мы ему можем помочь только здесь… Кто умеет
терять, тот приобретает… Неверующему
человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не
осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не
может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю
Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь. В
Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое
воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о
нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов.
Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он
повторял: «Бог дал, Бог взял» . В
итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том,
что, преодолевая тоску по ушедшему, мы
становимся стойкими и сильными. Умение
терять – наука жизни… Человек, на самом деле, от
самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими,
отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс
разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится
расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя
корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на
самом деле ничего нашего на свете нет. Ведь, что значит «моё»? Моё, оно
ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны
быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии
это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к
утрате. С
детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом:
«Это моё, и всё тут!». Так велика притягательная сила этого эгоистического
чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких
надрывов. Зрелый
человек более спокойно воспринимает смерть. Он спокойно передает умершего в
руки Того, Кто имеет большее на него право. Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все
сложные обстоятельства жизни. Что бы ни случалось, мы должны всё
воспринимать равно-душно, вернее,
равномерно. Так Святой преподобный
Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно,
как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие
во всем. Скорбеть надо разумно… Восприятие
утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом,
эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное
отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. «Ты, самое главное, воспринимай
эту смерть духовно». Относиться духовно, значит - не скорбеть. Если ты чего-то не смог дать этому
человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от
того, что недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает
тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на
этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию. Человек, в
таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть
мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход
такой: «Я себя поймал на мысли, что застреваю на чувстве вины. Нужно духовно
разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и
признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно
сказать: «Я виноват в том, что то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся,
то человек это чувствует. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы, а в Таинстве исповеди происходит
освобождение. Потому очень часто в первый раз люди
приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью. В
первый раз человек может прийти в храм на похороны. И многие после этого
начинают понимать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты,
свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами
и ушедшим человеком. Мы в этом мире странники… Один
из синонимов слова «кладбище» - слово «погост». «Погост» от слова «погостить»,
ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь
наша родина не здесь, а «в миру». Но в
головах у нас всё перевернуто! Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это
там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот
человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое
назначение здесь этот человек уже выполнил, а потому отправился обратно -
«домой»… Почему же мы зачастую так не
желаем «отпускать» наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к
физическому. Если говорить о своих чувствах, очень хочется прижаться,
прикоснуться к мягкому, родному человеку, посидеть рядышком, ощутить его физически.
Но мы обязаны понимать, что этот человек
продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна! Чтобы
принять произошедшее именно духовно, надо понять, что именно ты не
сделал для умершего, а потом найти другого человека с подобной проблемой и
помочь ему в память об ушедшем. Еще помогает чтение Псалтыри, «сорокоусты», - ведь «общение» с родным человеком, даже если
его нет рядом, не прекращается никогда … Для неверующего человека можно
начать хотя бы с признания своей вины. В психологической практике используются
такие методы: надо просто написать письмо близкому, родному человеку. Письмо о
том, что ты был неправ, что недостаточно уделял внимания, не любил усопшего или
недодал чего-то. Можно начать собственную психологическую реабилитацию с этого… © Memoriam.ru: СОРОКАДНЕВНЫЙ
КРИЗИС.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ. Умерших
надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже
страдают. Потому что мы связаны, так же как
здесь, на земле, когда не даем
человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может
тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?». По этому же принципу строятся наши отношения с усопшими
близкими… – Получается, что за
сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода
приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми? – Если человек год скорбит и это затягивается
и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть,
так скажем, а больше - это уже симптом болезни. Значит, человек впал в
депрессию. – А если он просто не
может выйти из этого состояния? – Не помогает, значит пришла пора
исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов?
Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это
самое сильное и надежное лекарство. – А есть ли какой-нибудь
психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь
некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким
образом я ему храню верность». Как это преодолеть? – Обязательно нужно что-нибудь
делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм.
А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с
какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы
сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за
него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там
не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого
человека, но только не бездействовать…
ИЗ РЕЛИГИОЗНЫХ
ИСТОЧНИКОВ… « …Пройдя сквозь лес, вы
попадете в преддверие ада, в «таинственные сени». Это мрачное и тяжелое место,
где заключены души тех, «что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных
дел». Таких оказывается довольно много. В единый гул сливаются «обрывки всех
наречий», на которых стонут и голосят эти люди, всю жизнь бывшие ни горячими,
ни холодными, но только теплыми…Перед
входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе
«ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом. Эти
ничтожные души терзают целые гои слепней и ос. Из ран, мешаясь со слезами,
капает кровь, которую пожирают полчища червей. Здесь же заключены и ангелы,
которые, не восстав против Господа, не приняли и сторону Вельзевула, предпочтя
осторожный нейтралитет. С тех незапамятных времен их «печальную стаю» исторгли
небеса, но и ад не принимает...». Комментарий от «АКИ»: для тех,
кто интересуется вопросами мистики, а так же для всех верующих и атеистов,
предлагаем ознакомиться с документальным свидетельством под названием «Голоса
из Ада». Будем надеяться, что все покинувшие нас близкие и родные люди после
своей кончины попадают не туда, а, как говорит нам Библия, «в места тихие и
прохладные»… НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ
|