Мировая экономика вступила во вторую фазу
глобального кризиса!
28 июня 2010, По
материалам ИТАР-ТАСС:
Мировая
экономика вступила нынешней весной в новую фазу глобального кризиса, которая
характеризуется неспособностью ведущих индустриальных стран Запада продолжать
обслуживать беспрецедентно высокий дефицит госбюджета и госдолг. К такому
выводу приходят сейчас авторитетные западные экономисты.
В чем
же состоят особенности новой фазы кризиса? В первую очередь, это финансовый
кризис государств. Взяв на себя в первой фазе долги частного сектора, составив,
профинансировав и реализовав дорогостоящие стабилизационные программы, направив
значительные средства на социальные нужды, сейчас государства оказались с
гигантской задолженностью на руках. При этом они вынуждены постоянно привлекать
все новые средства для финансирования дефицитов госбюджетов.
Возникший летом 2007 года в США кризис на рынке ипотечного кредитования
быстро перерос в глобальный по причине тотального распространения в мировой
банковской и финансовой системе сложных композитных облигаций, основанных на
выданных американским потребителям займов на покупку домов. В сентябре 2008
года этот кризис достиг пика, когда потерпел крах крупный американский банк
"Леман Бразерз". В результате с 15 сентября 2008 года мировая
финансовая система оказалась перед лицом полного паралича и развала.
В мировые национальные
экономики были направлены колоссальные государственные средства, чтобы не
допустить краха частного сектора и обеспечить возобновление экономического
роста. На состоявшемся 2 апреля 2009 года в Лондоне саммите финансовой "двадцатки"
ведущие индустриальные государства сумели согласовать единую позицию и объявили
о запуске многочисленных национальных стабилизационных программ. К началу лета
в ряде западных стран, в частности, США, Германии, Японии, удалось переломить ситуацию
– начался экономический рост.
Как отмечали в то время
эксперты, "гигантскую яму кризиса удалось завалить деньгами и двинуться
вперед". Однако с наступлением 2010 года в зоне евро возникли новые
трудности, на этот раз вокруг государственных бюджетов ряда стран. В наиболее
сложном положении – на грани банкротства – оказалась Греция. Лишь экстренные шаги других государств еврозоны и
Международного валютного фонда /МВФ/, создавших в мае специальный
стабилизационный фонд почти в один триллион долларов, позволили Греции получить
столь необходимые для нее кредиты. Ситуация вокруг Греции и ряда других стран
зоны евро ознаменовала вступление мира в новый период неурядиц.
Джордж
Сорос заявил: "Мы присутствуем при втором акте кризиса". Однако в
отличие от первой фазы, финансовой помощи теперь ждать не от кого.
"Марсиане к нам с деньгами не прилетят", – заключил Сорос.
Тот факт, что новая фаза кризиса проявилась более
ярко в зоне евро ЕС, является следствием отсутствия у государств- членов
собственных национальных валют. В результате испытывающие сейчас трудности
государства, в первую очередь Греция, не могут прибегнуть к одному из ключевых
способов решения проблемы крупных бюджетных дефицитов – девальвации
национальной валюты. В ближайшие месяцы, считают ведущие аналитики, нынешний
кризис будет в первую очередь развиваться внутри еврозоны. Таким образом, если
на первом этапе эпицентр кризиса находился в США, то сейчас он переместился в
Евросоюз.
В первой фазе кризиса – на
протяжении 2008 и 2009 годов – западные правительства, включая стран-членов ЕС,
оказывали беспрецедентную помощь национальным банкам за счет бюджетов. В
результате государственная задолженность возросла за эти два года в среднем по
Евросоюзу на 14,5 проц. ВВП, что является небывалым для мирного времени
феноменом.
Уже накопленный беспрецедентный
для мирного времени госдолг образовался в условиях, когда многочисленным
государствам нужны новые и крупные заемные средства. Так, в 2010 году страны
Евросоюза должны привлечь 1,6 трлн евро. Италии требуется кредитов на сумму в
454 млрд евро, Германии – 386 млрд евро, Великобритании – 279 млрд евро. В
среднесрочной перспективе государственная задолженность стран ЕС будет
продолжать расти. Согласно подсчетам базельского Банка международных расчетов
/БМР/, в 2020 году задолженность Великобритании достигнет 200 проц. ВВП, а в
Бельгии, Франции, Ирландии, Греции и Италии выйдет на уровень 150 проц. К 2014 году общие
долги ведущих индустриальных стран Запада достигнут 120 % их совокупного ВВП. А
при сохранении нынешней тенденции к 2050 году уровень задолженности этих государств
выйдет на уровень 250 % от ВВП. Современная экономическая наука рассматривает
подобное соотношение как выходящее за границы допустимого.
Как отмечает известный французский экономист Жак Аттали, "сформировались все условия дня новой катастрофы".
"Она произойдет, если рынки потеряют веру в способность государств
выплачивать по взятым долгам, или если процентная ставка по кредитам начнет
расти, как это сейчас происходит со странами южной Европы".
В этих условиях правительства ведущих индустриальных держав Запад
лихорадочно ищут выход из создавшегося положения. Перед ними стоит сложная
задача, так как, с одной стороны, еще не полностью решены проблемы первой фазы
кризиса, и многочисленные государства вынуждены продолжать осуществлять
стабилизационные программы и поддерживать национальные банки, а с другой, в
экстренном порядке приступать к противодействию второй фазе кризиса. Оно
предполагает в качестве первого шага значительное сокращение государственных
расходов, что рискует вызвать новую рецессию и тем самым свести на нет
значительную часть достижений в борьбе с первой фазой кризиса.
Исторический урок очень
крупных государственных долгов состоит в том, что почти все государства,
оказавшиеся в подобной ситуации, заканчивают дефолтом. На протяжении последних
столетий многие страны мира прошли через дефолты. Так, между 1800 и 2010 годами
были объявлены 250 дефолтов по внутренней задолженности и 68 – по внешней. Франция
объявляла дефолты 8 раз, Испания – 6 раз /между 16 и 18 веками/, страны
Латинской Америки – 126 раз, Африки – 63 раза.
Тем не менее, нынешняя вторая
фаза глобального кризиса не является уникальным явлением для мировой экономики.
В течение веков проблемы, вызванные резким ростом государственной
задолженности, практически никогда не сходили с повестки дня. Поэтому хорошо
известны и методы борьбы крупным госдолгом, а прошлый опыт показывает, каким
образом современные государства будут урегулировать накопившиеся гигантские
долги. Для выхода из нынешней ситуации у правительств стран Запада есть несколько
вариантов действий. Это:
– увеличение налогового бремени в целях
повышения доходов бюджета; –
значительное сокращение госрасходов; –
выход на более высокие темпы экономического роста; – снижение процентной ставки
по долгам; – усиление инфляции; – внешняя финансовая и экономическая помощь; – дефолт и отказ платить по долгам; – ВОЙНА.
|