Фильм кочует по телеэкранам
содружества примерно 16 лет, но не утрачивает, а расширяет аудиторию своих
поклонников. Герои сериала взрослеют, мужают, стареют, а то и умирают
неожиданно. Заводят романчики на стороне, ссорятся по пустякам, уходят друг от
друга «с вещами», прощают и прощаются. В общем, держат нас на крючке своей
будничной жизни. Быть может, именно этим так хорош сериал, отфильтрованный от
пошлятины искусственных страданий, которые вряд ли можно сыскать в
среднестатистической жизни граждан в таком неимоверном количестве, как это
показано в «мыльницах»…
Каждое слово выверено на
достоверность игрою актеров, нервная затяжка сигаретой или ломота в висках
«после вчерашнего» - все до боли узнаваемо и понятно. А то, что в мерное
течение этой простой жизни вплетается детективный сюжет, придает фильму особую
изюминку. Ведь в голову не приходит в ежедневной суматохе дел даже помыслить о
вероятной угрозе нашему, кажется, незыблемому покою и безопасности. Ан нет, вот
они, маньяки, таки существуют и в подворотнях нас подстерегают, даже
бесстрашных проституток (сюжет «Не мешайте палачу») зверски убивают! И
встречаются психически ненормальные преступники со следами детских
психологических травм (сюжет «У смерти есть лицо»), толкающих их к необъяснимым
деяниям.
Но самой вкусной изюминкой
телефильма является, конечно же, главная героиня всех повествований – Настя
Каменская (сыгранная Еленой Яковлевой): великосветская дама, безалаберная
интеллектуалка и интернетчица, а также подполковник милиции – в одном лице. Из
одежды она предпочитает простые джинсы и свитерочки, кроссовки - никаких
каблуков. Мужской коллектив на работе – мужской стиль в одежде. В одном из
сюжетов, правда, ее попытались представить на суд телезрителя в женственных
нарядах: туфельки на шпильках, какие-то платья, каждый день новая прическа. Но
это стала не любимая Настя, а чужая «следачка», которую зрители не восприняли,
а потому тут же «запустили» серии с ее привычным образом. Да и кто в наше время
поверит, что работающая женщина имеет время на прихорашивание перед зеркалами?
Да и платьев с юбками давно не носят, а уж на каблуках ходят разве что праздные
бездельницы, которым некуда мчаться с утра пораньше. А Настя соткана из наших
родных слабостей: по утрам на работу поднимается с трудом, у плиты стоять не
любит, вместо домашних дел валяется с книжками на диване, мужа накормить просто
систематически забывает. Кто ж из нас ее, такую, не полюбит? Она не учит нас,
бедных, быть образцовыми женами, не стыдит за нерадение, не желает становиться
рабой своего мужчины. И на фоне такого «нравственного беспредела» умудряется
еще быть просто незаменимым аналитиком уголовных дел! Кто из женщин не мечтает
о такой роли? А самую главную зависть
женской половины телезрителей вызывает, естественно, этот самый муж, которому
так не желает покоряться Каменская. Поглядеть на садомазохистские отношения
парочки интересно, равно как узнать, насколько долгим будет терпение унижаемого
мужчины. Но Алексей Чистяков (так зовут мужа Насти) никогда не разочаровывает
зрителей! Он благороднейшим образом терпит ее капризы, лень, упорное
многолетнее нежелание выходить за него замуж и смиренно подносит ей тапочки к
кровати, кофе в постель, куриную лапку на блюдечке и свежеотжатый гранатовый
сок по утрам.
Вначале комично, потом
иронично, а теперь привычно воспринимаются его портреты в кухонном фартучке.
Особый восторг вызывают сцены, в которых коллеги-мужчины приходят в гости к
сотруднице, праздно сидящей на кухне с сигаретой в ручке, чтобы обсудить
очередной поворот преступного замысла невидимого врага. Алексей суетливо
накрывает на стол, тонко режет лимончики, изящно притрушивает зеленью
свежеприготовленные блюда, ставит на стол бутылочку и бочком удаляется со
словами: «Ну, вы тут без меня посидите, а я уж пойду, поработаю за
компьютером…». Или и того круче: жена находится в подавленном состоянии от
угроз маньяка (сюжет «У смерти есть лицо»), днями лежит на диване в слезах и
даже пишет завещание, которое случайно обнаруживает Алексей. Он серьезно и
агрессивно входит в комнату с твердым намерением дать урок жене, «собравшейся»
умереть, как того «требует» маньяк. Мы замираем в предчувствии семейной сцены
(ну, слава Богу, наконец-то!!! как у всех!), но муж неожиданно заискивающе
мямлит: «Настенька, а я рыбки свежей купил! Пойду, почищу…».
Хоть и понимаем, что это всего лишь
«переигранный» шарж на современных мужчин, давно перепутавших свои роли и
предназначение в жизни, а все же – приятно. Приятно от мысли, что данный сериал
смотрят не только женщины, но и мужчины, которые так часто определяют их
общественный статус аббревиатурой «К.К К.» («Киндер, Кюхе, Кирхе» – «дети,
кухня, церковь» - нем.).
Да, 20-ый век породил такое явление, как женская эмансипация,
перекрутив с ног на голову все нравственные устои человечества. Да, бабы теперь
прекрасно справляются с мужской работой, управляют странами и правительствами,
состязаются интеллектом с умнейшими мужиками. Но, глядя серию за серией
«Каменской», постоянно задаешься вопросом: а где же дети в этом доме, где их
звонкий смех и развешанные в неподходящих местах колготки и платьица? Ради
кого, кроме покладистого мужа, живет эта женщина, для завоевания авторитета
перед кем делает карьеру, кому хочет быть примером? Ведь получить звание
подполковника милиции - это нам не крестиком подушечку вышить, его заслужить
положено всем образом жизни! Неужели только удовлетворение тщеславия содержит в
себе энергию всех ее стремлений? Ей Богу, если это и есть тот таинственный
образ настоящей «эмансипе», то он вовсе не вызывает зависти…
писатель Ева Беляева
Заказывайте книгу писателя Евы Беляевой «Разгаданные загадки или Логическая реабилитация социализма» наложенным платежом здесь
|