Вы вошли как Гость | Группа "Гости "АнтиКризисные Идеи" интернет - газета Новомосковщины
Меню сайта
Прогноз погоды
Погода в Новомосковске
Валюта
Курсы наличного обмена на сегодня

Календарь
Наши Реквизиты
Архив записей
Наш опрос
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

счетчик посещений
счетчик посещений статистика посещения интернет
купить Apple iPad

Страницы газеты

Главная » Статьи » Фабрика Грёз

ЭЛЛИПС ГИПАТИИ или АНТИПАСХА ?

                  В  параллели с сегодняшним днем — ранние христиане выглядят и действуют как исламские террористы, а римляне мямлят в уголку, как руководство Евросоюза. В фильме христиане представлены настоящими экстремистами –  грязные, отталкивающие, наполненные ненавистью ко всем окружающим люди. Причем особой экзальтации они достигают именно тогда, когда собираются в группы. Предлагаемый Аменабаром символический расклад (атеизм — красивая женщина, религия — немытый убийца с камнем в руке) может выглядеть освежающе, особенно в контексте современного кино, где каждый норовит под финальные титры обратиться к Богу…

                  Время действия фильма - конец IV - начало V веков нашей эры - время перелома. Закат Римской Империи, становление Византийской империи, превращение христианства в государственную религию. Место действия - Александрия, третий по величине город Римской империи. Город с великой историей. Географически он находится на стыке Востока и Запада, в том месте где сходятся все культуры и народы того времени. Александрия того времени - это кипящий котел (из которого появилась современная цивилизация) и этот город  доживает последние годы в качестве культурной столицы мира.    Непримиримая борьба культур эллинизма, иудаизма и христианства, которая начавшись тогда, продолжается до сих пор, приняв только другие формы. В этом месте и в это время показана зрителям жизнь гениальной женщины – Гипатии Александрийской, возможно одной из самых гениальных за всю историю.

                 Великая жизнь, страстная любовь и трагическая гибель прекрасной Гипатии, первой в истории женщины-ученого — философа, математика, астронома. Перед ее мыслью преклонялись мудрецы, на ее лекции стекались тысячи, она предвосхитила открытия Галилея и Коперника, к ее слову прислушивались правители, красота ее ума и тела разбивала сердца. Сама же Гипатия разрывалась в своей любви к двум мужчинам — бывшему рабу Даусу и благородному Оресту, готовым отдать за нее свои жизни. Но завистники не терпели славы и популярности этой женщины, окутывая ее клеветой и интригами.

                    Будучи режиссером, вне всякого сомнения, великим, Аменабар не иллюстрирует сюжет изображением, а дает им жить друг в друге. Когда время от времени перед нами возникает планета Земля, снятая на камеру с ближней орбиты (с данного кадра, собственно, и начинается фильм), – это не просто вспомогательная «картинка-раскраска» к астрономическим занятиям главной героини. Аменабар задает масштаб истории: частная жизнь одного человека вдруг оказывается соразмерна жизни Вселенной. И когда персонажи обсуждают, прав геоцентрик Птолемей или же гелиоцентрик  Аристарх и почему планеты и звезды, вращающиеся  по идеальным – круговым – орбитам, не сообщают этого своего совершенства человеческому бытию, речь идет прежде всего не об «отвлеченных» сугубо научных фактах. Аменабар выясняет здесь, насколько человек пропорционален миру, мера ли он всех вещей либо пренебрежимо малая точка в глубине паскалевской бездны…   

                 Оператор Ксави Хименес, проделавший в фильме изумительную по размаху и скрупулезности работу, периодически снимает снующих туда-сюда язычников, евреев и христиан – с высоты птичьего полета, причем зачастую в ускоренном темпе, когда люди абсолютно неотличимы от муравьев. Александрия, раздираемая религиозными конфликтами 

(Аменабар, отказываясь принимать чью-либо сторону, трезво показывает, насколько «хороши» были все три стороны военно-богословской распри), превращается в натуральный муравейник, так что Гипатия, как и полагается истинному философу, противостоит не столько представителям того или иного конкретного исповедания, сколько толпе как таковой.

             Фильм «АГОРА» - притча не столько о духовно-интеллектуальном противостоянии женщины-атеистки Гипатии и уверенного в своей правоте мужчины – первого христианского архиепископа Кирилла Александрийского , который был впоследствии провозглашен «учителем Церкви». Начитанный, эрудированный полемист, знавший толк в Гомере, Платоне и Аристотеле, и выдающийся толкователь Писания, прежде всего – Евангелия от Иоанна, этот александрийский архиепископ входил в плеяду мыслителей, заложивших фундамент восточнохристианского богословия. Это – притча о необъяснимом стремлении народа (людей) к разрушению до основания всего, любого наследия человечества, его культурного и научного опыта. И такие «приступы» у народа случаются, как правило, в моменты любых революций. Когда «идолы низвергаются», «храмы разрушаются», «инакомыслящие камнями побиваются». Так, согласно фильму, «толпой христианских варваров» была разрушена великая Александрийская библиотека, в которой преподавала женщина-философ Гипатия. Она, имея значительный авторитет в правительстве, стала «соперницей» в вопросе власти и влияния на умы масс для архиепископа Кирилла.

               Согласно неоплатонической версии, изложенной Дамаскием, как-то Кирилл, проходя мимо дома Гипатии, увидел там большую толпу народа… На вопрос, что означает такое стечение людей, ему отвечали, что это те, кто посещают Гипатию, дабы послушать ее лекции о мироздании, о космосе, о роли человека во Вселенной. Посему он подговорил наемников убить (буквально: «побить камнями») обожаемую народом женщину как «инакомыслящую» «ведьму»… Что и было сделано, при «церковном» обвинении оной в «занятии проституцией» и колдовстве.

                    Агора (центральная площадь, на которой народ, подчиненный императору, префекту либо же только самому себе, решает судьбу города-государства) становится на глазах у зрителя плацдармом для «восстания масс». Однако то, что делает Гипатия, – не просто «борьба за идею» и даже не просто некий «аристократизм духа». Между идеальным кругообращением небесных тел и насекомой суетой агоры главная героиня находит в финале связующую их «середину»: планеты движутся по эллиптическим орбитам, то приближаясь к светилу, то удаляясь от него. Эллипс – форма не только для движения по небосводу, но и для человеческой судьбы. И слишком близко подойти к Солнцу (знаниям) означает вплотную приблизиться к смерти, что, собственно, и происходит.

                  Кто-то может видеть в фильме историю религиозных войн, кто-то историю самоотречения от личного счастья во имя науки (и как следствие – во имя человечества в целом), кто-то вздохнет по такому понятному женскому стремлению к равенству с мужским миров в правах, кто-то возмутится посягательством режиссера на религиозные догмы. А кто-то заметит и такую странную похожесть сюжета истории с сегодняшними событиями, когда все чаще приходится слышать слова тех же людей (народа): «Церковники – фарисеи и книжники». И как же тогда относиться к тем, первым христианам, которых сумел повести за собой Христос? Ведь Он как раз «фарисеями и книжниками» именовал тогдашних служителей тогдашней Церкви. Выходит, что действительно правою оказалась женщина-ученый Гипатия: все в Мироздании подчиняется одному и тому же закону (божественному ли, природному ли?), когда нечто находится в «центре», а все остальные тела и планеты совершают свое движение вокруг этого центра и орбитой этой есть именно ЭЛЛИПС, открытый ею… Так же как любая новая религия, родившись, притягивает к себе своей новизной и альтернативностью, а по прошествии времен, стареет, усыхает и начинает вызывать раздражение у тех, кто, является ее «потребителем»… Так замыкается «эллипс Гипатии».

                       Фильм действительно захватывает обилием затронутых тем и поднятых вопросов. И параллели с сегодняшним миром, конечно, имеют право на существование. Особенно уместным они становятся именно в день 1 мая – в день, когда пол-столетия назад народные массы, однажды и казалось навсегда, отказавшись от «религиозного опиума», избрали для себя путь развития научной мысли. Под идеями атеизма человечество прожило определенный отрезок своей истории, сегодня оно же яростно «низвергает идолов» коммунизма и уже вовсю возводит «храмы религии». И даже в этом – мы наблюдаем эллипс исторического развития – от точки в точку. ГДЕ НАЧАЛО ТОГО КОНЦА, КОТОРЫМ ОКАНЧИВАЕТСЯ НАЧАЛО?  Прекрасно, что фильм позволяет нам задуматься обо всем этом.

писатель Ева Беляева

Заказывайте книгу

писателя Евы Беляевой  

«Разгаданные загадки или Логическая реабилитация социализма»

наложенным платежом здесь

Категория: Фабрика Грёз | Добавил: Gross (02.05.2011)
Просмотров: 1698 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Вчера я вдруг наткнулся на один полезный адрес в интернете и с приятным удивлением обнаружил это: http://autopostremont.ru - Компьютерная диагностика. Всем добро пожаловать!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]